СОБЫТИЙНАЯ ОНТОЛОГИЯ НЕБЫТИЯ: ОБ ОДНОЙ МОДЕЛИ СЮЖЕТОСТРОЕНИЯ В ПОЗДНЕЙ ЛИРИКЕ И. БРОДСКОГО

  • Аркадий Александрович Чевтаев
    • ФГБОУ ВО «Российский государственный гидрометеорологический университет»
Ключевые слова: И. Бродский, лирический субъект, репрезентация небытия, лирическое сюжетостроение, пространство, событийность, художественная онтология

Аннотация

В статье рассматривается сюжетная репрезентация небытия в поздней поэзии И. Бродского. Начиная с 1993 г. и до итогового стихотворения «Август» в творчестве поэта происходит разворот к классической форме текстостроения, и на первый план выходят 16-тистрочные стихотворные тексты, в которых реализуется событийное постижение небытия как ценностно-смысловой константы мировоззрения лирического субъекта и единственной перспективной точки человеческого существования. В подобных структурах в поздней поэтике И. Бродского можно выделит универсальные точки сюжетного развертывания, так или иначе ведущие к утверждению небытия в качестве онтологического итога движения миропорядка. Лирический сюжет здесь складывается из идентичных событийных узлов: 1) констатации самополагания «я» в вещественной упорядоченности универсума; 2) акцентировании пространства во всей его предметной полноте; 3) переводе изображаемой ситуации в план онтологического противостояния «частного» и «всеобщего»; 4) репрезентации свершающегося наступления небытия, осмысляемого в качестве абсолютного итога существования. Данная модель сюжетного строения в поздней поэтике И. Бродского не только представляет небытие рефлексивно утверждаемой идеологемой, но и выводит его из общей логики ситуативно-событийных моментов человеческой жизни. В 16-тистрочных стихотворениях 1993-1996 гг. И. Бродский показывает, как единое и извечное «событие бытия» (М. Бахтин) оборачивается своей онтологической противоположностью: свершающееся наступление небытия является целью и итогом бытийного самоопределения лирического субъекта, вовлекаемого в ситуативную многомерность исчезновения индивидуального «я» и человеческого мира в целом.

Литература

1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. М.: Русские словари, 2003. С. 69-263.
2. Бродский И.А. Большая книга интервью. М: Захаров, 2000. 704 с.
3. Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского: в 7 т. / под общ. ред. Я.А. Гордина. СПб.: Пушкинский Фонд, 2001.
4. Ковалева И.И. Античность в поздней лирике И. Бродского // Литература, культура и фольклор славянских народов. М.: МГПУ, 2002. С. 196-212.
5. Корчинский А.В. «Событие письма» и становление нарратива в лирике Бродского // Критика и семиотика. 2003. № 6. С. 56-66.
6. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
7. Малкина В.Я. К проблеме определения лирического сюжета // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение и фольклористика». № 2 (45). М.: РГГУ, 2010. С. 11-14.
8. Медведева Н.Г. «Муза утраты очертаний»: «Память жанра» и метаморфозы традиции в творчестве И. Бродского и О. Седаковой. Ижевск: УдГУ, 2006. 376 с.
9. Павлов М.М. Поэтика потерь и исчезновения // Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций. СПб.: Журнал «Звезда», 1998. С. 22-29.
10. Плеханова И.И. Метафизическая мистерия Иосифа Бродского. Под знаком бесконечности: Эстетика метафизической свободы против трагической реальности: Ч. 2. Иркутск: ИГУ, 2001. 302 с.
11. Полухина В.П. Больше одного: двойники в поэтическом мире Бродского // Полухина В.П. Больше самого себя. О Бродском. Томск: ИД СК-С, 2009. С. 7-88.
12. Полухина В.П. Ландшафт лирической личности в поэзии Иосифа Бродского // Полухина В.П. Больше самого себя. О Бродском. Томск: ИД СК-С, 2009. С. 57-69.
13. Радбиль Т. «Речь от второго лица»: образ адресата в лирике И. Бродского // Иосиф Бродский: стратегии чтения. М.: РГГУ, 2005. С. 44-48.
14. Разумовская А.Г. И. Бродский: метафизика сада. Псков: ПГПУ, 2005. 112 с.
15. Ранчин А.М. «На пиру Мнемозины»: Интертексты Бродского. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 464 с.
16. Служевская И. Поздний Бродский: путешествие в кругу идей // Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. СПб.: Журнал «Звезда», 2000. С. 9-35.
17. Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П. Чехова). Тверь: ТГУ, 2001. 58 с.
18. Фоменко И.В. О двух особенностях лирики И. Бродского // Фоменко И.В. Три статьи о поэтике. Пушкин. Тютчев. Бродский. Тверь: ТГУ, 2002. С. 29-36.
19. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
Поступила в редакцию 2017-04-20
Опубликована 2017-06-28
Раздел
Филология
Страницы
390-399