ОБНОВЛЕНИЕ ЖАНРА БАЛЛАДЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ РУБЕЖА ХХ-ХХІ вв

  • Ульяна Юрьевна Верина
    • Белорусский государственный университет
Ключевые слова: жанр баллады, современная русская поэзия, «новый эпос», «единомирие»

Аннотация

Современная баллада опирается на жанровые признаки, накопленные русской балладой ХІХ-ХХ вв. В обновлении жанра отмечено несколько тенденций: в отличие от баллады Х1Х в с явно выраженным лирическим началом, в современной усилены эпические элементы, что сближает ее с балладой советского периода. Важной жанровой чертой балладного жанра является установление «единомирия»: «страшный» балладный мир оказывается реальностью для героев социальной поэзии; субъектный синкретизм создает единое пространство реального/ирреального, в котором разворачивается сюжет баллады. Кроме того, современная баллада опирается на песенные структуры разных эпох, от европейских, русских фольклорных, советских песен до рок-баллад. В статье рассмотрены баллады С. Михайлова, М. Степановой, Л. Шваба, Е. Боярских и др. Отдельное внимание уделено понятию «нового эпоса», предложенному Ф. Сваровским и А. Ровинским в качестве нового поэтического направления.

Литература

1. Барковская Н.В. Жанр баллады в современной русской поэзии // Scripta manent: научный журнал Ассоциации открытой дипломатии, Тбилиси. 2011. №3 (11). С. 13-21.
2. Бобрицких Л.Я. Эволюция балладного жанра в поэзии Серебряного века // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. 2011. №2. С. 5-10.
3. Боярских Е. [Стихотворения] // Плотность ожиданий: Поэзия: сб. / под ред. О. Славниковой, Д. Кузьмина. М., 2001. С. 19-53.
4. Виницкий И.Ю. Дом толкователя: Поэтическая семантика и историческое воображение В.А. Жуковского. М., 2006. 322 с.
5. Виницкий И.Ю. «Особенная стать»: баллады Марии Степановой // Новое литературное обозрение. 2003. № 4 (62). С. 165-168.
6. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций / под ред. З.И. Плавскина, В.В. Жирмунской. СПб., 1996. 440 с.
7. Ивлев Д.Д. Русская советская лирика 1917 - начала 1930-х гг. (типология и история): автореф. дис. … докт. филол. наук. М., 1983. 46 с.
8. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966. 375 с.
9. Корман Б.О. Опыт описания литературных родов в терминах теории автора (субъектный уровень) // Проблема автора в художественной литературе / отв. ред. Б.О. Корман. Ижевск, 1974. Вып. 1. (Труды Удмуртского государственного университета).
10. Кузьмин Д. В контексте // Плотность ожиданий: Поэзия: сб. / под ред. О. Славниковой, Д. Кузьмина. М., 2001. С. 3-18.
11. Кукулин И.В. От Сваровского к Жуковскому и обратно: о том, как метод исследования конструирует литературный канон // Новое литературное обозрение. 2008. №1 (89). С. 228-240.
12. Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Исследования и разборы. Екатеринбург, 2010. 904 с.
13. Малкина В.Я. Жанр баллады в творчестве А. Галича (постановка проблемы) // Новый филологический вестник. 2008. №2 (7). С. 104-108.
14. Михайлов С. Новые песни западных славян // Насекомое: альманах лит.-худ. иллюстрированных маразмов. М. - Калининград - СПб., 1999. С. 6-17.
15. Сваровский Ф. Несколько слов о «новом эпосе» // Рец: литературный журнал. 2007. № 44. С. 3-6.
16. Степанова М. Стихи и проза в одном томе. М., 2010. 240 с.
17. Страшнов С.Л. Молодеет и лад баллад: баллада в истории русской советской поэзии: литературно-критические статьи. М., 1990. 157 с.
18. Теория литературных жанров: учеб. пособие / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2011. 256 с. (Сер. Бакалавриат).
19. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2004.
20. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1999. 334 с.
21. Тюпа В.И. Генеалогия лирических жанров // Известия Южного федерального университета. Сер. Филологические науки. 2012. № 4. С. 8-31.
22. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: в 2 кн. М., 2002.
23. Шваб Л. [Стихотворения] // Рец: литературный журнал. 2007. №44. С. 7-10.
24. Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр? / пер. с фр. и послесл. С.Н. Зенкина. М., 2010. 192 с.
25. Шульская О.В. Александр Межиров // Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. Опыты описания идиостилей. М., 1995. С. 506-540.
26. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990. 303 с.
27. Козлов В. Страшная идиллия Алексея Цветкова // Prosōdia. 2016. №4 [Рец. на кн.] Цветков А. Песни и баллады. М.: ОГИ, 2014. 112 с.
28. Бокарев А.С. Система циклообразующих связей в книге стихов А. Цветкова «Песни и баллады» // Верхневолжский филологический вестник. 2015. №2. С. 124-129.
Поступила в редакцию 2017-01-18
Опубликована 2017-04-28
Раздел
Филология
Страницы
229-239