РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС В РУССКО-КАЛМЫЦКИХ ОТНОШЕНИЯХ (XVII ВЕК)

  • Владимир Толтаевич Тепкеев
    • ФГБУН Калмыцкий научный центр РАН
Ключевые слова: Московское царство в XVII в, русско-калмыцкие отношения, религиозный вопрос, христианизация

Аннотация

В статье рассматриваются первые случаи обращения калмыков в христианство в XVII в. Особое внимание уделяется политике царского правительства в отношении калмыков: союзнические отношения с ними в условиях военных действий против Речи Посполитой, Османской империи и Крымского ханства. Процесс христианизации калмыков в XVII в. не носил массового характера. Первые новообращенные калмыки через крещение входили непосредственно в состав русского общества, постепенно сливаясь с местным православным населением. Только с конца столетия на южных рубежах государства появляются отдельные группы крещеных калмыков, несших охрану границ. Вместе с тем религиозный фактор был одним из серьезных вопросов в русско-калмыцких переговорах, поскольку царское правительство не препятствовало в крещении и оседании калмыков в разных частях государства. Калмыцкие правители весьма осуждающе реагировали на эти явления, но вынуждены были признать сам факт христианизации калмыков и считаться с ним. Религиозный вопрос, хотя и не был главным на переговорах, но постоянно возникал и отчасти придавал русско-калмыцким отношениям напряженный характер. Однако массовая христианизация калмыков по ряду причин была невозможна. Во-первых, с нач. XVII в. традиционной религией калмыков был буддизм тибетского толка; во-вторых, правительство нуждалось в военной помощи калмыков в охране южных и юго-западных рубежей государства; в-третьих, прямое давление в таком важном вопросе могло быть воспринято как грубое вмешательство во внутренние дела и посягательство на власть калмыцких правителей, что привело бы к непредсказуемым для российских интересов последствиям. Поэтому на начальном этапе принятие калмыками православия не носило массового характера.

Литература

1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА).
2. Полное собрание законов Российской империи, повелением Государя Императора Николая Павловича составленное. Собрание Первое. Т. 1. С 1649 по 1675. СПб., 1830.
3. Бакунин В. М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутского, и поступков их ханов и владельцев. Элиста, 1995.
4. Витсен Н. Путешествие в Московию. СПб., 1996.
5. Гурий (Степанов). Очерки по истории распространения христианства среди монгольских народов. Казань, 1915. Т. 1. Кн. 2.
6. Джунджузов С. В. Калмыки в Среднем Поволжье и на Южном Урале: имперские механизмы аккультурации и проблема сохранения этнической идентичности (сер. 30-х гг. XVIII - пер. четв. XX в.). Оренбург, 2014.
7. Дорджиева Г. Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (сер. XVII - нач. XX в.). Элиста, 1995.
8. Дорджиева Е. В. Конфессиональный вопрос в имперской политике по отношению к традиционной калмыцкой элите в XVIII в. // Извт. Самар. науч. центра Российской академии наук. 2008. Т. 10. № 4. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2008/2008_4_975_982.pdf
9. Карпов А. Б. Уральцы. Исторический очерк. Часть I. Яицкое войско, от образования войска до переписи полковника Захарова (1550-1725 гг.). Уральск, 1911.
10. Орлова К. В. История христианизации калмыков: сер. XVII - нач. XX в. М., 2006.
11. Орлова К. В. Начало христианизации калмыков // ALTAICA VII: сб. ст. и материалов. М., 2002.
12. Тепкеев В. Т. О появлении первых крещеных калмыков в Москве в середине XVII в. // Новый исторический вестник. 2012. № 3(33). URL http://www.nivestnik.ru/2012_3/08.shtml
Поступила в редакцию 2016-11-16
Опубликована 2017-02-28
Раздел
История
Страницы
24-29