НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПАРИ: К ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ КОМЕДИИ Б. ШОУ «ПИГМАЛИОН»

  • Александр Владимирович Флоря
    • ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
Ключевые слова: Бернард Шоу, «Пигмалион», Генри Хиггинс, комедия, воспитание, фонетика, система

Аннотация

В пьесе поставлены следующие философские проблемы: принципиальная возможность или невозможность изменения человека и создания нового человека; факторы, определяющие этот процесс; роль языка в формировании и воспитании человека. Автор считает, что человек поддается изменению и облагораживанию. Можно даже воспитать нового человека. Перевоспитание личности - процесс главным образом социальный. Решающая роль принадлежит изменению социальной и культурной среды. Роль лингвистики в пересоздании человека огромна, однако воспитание им не исчерпывается. Это многоаспектный и саморазвавающийся (синергетический) процесс, перерастающий собственные первоначальные цели. Кроме того, автор статьи полемизирует с традиционной оценкой профессора Хиггинса как эгоиста и деспота. Хиггинс блестяще выполнил и собственно лингвистическую задачу своего эксперимента, и оказал основное влияние на духовное воспитание Элизы. В процессе эксперимента Хиггинс раскрывает лучшие черты своей личности.

Литература

1. Борисова, Е. Б., Князева, Н. А. Лингвопоэтические средства описания поступков персонажа (на материале пьесы Б. Шоу «Пигмалион») // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2014. № 5 (90). С. 105-110. URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/lingvopoeticheskie-sredstva-opisaniya-postupkov-personazha-na-materiale-piesy-b-shou-pigmalion.
2. Васенева, Н. В. Рецепция эстетики и драматургии Б. Шоу в русской литературе XX в. (на материале комедии «Пигмалион»): Автореф.. дис. канд. филол. н. Абакан, 2011. 21 с.
3. Касавин, И. Т. Сознание: между Хиггинсом и Франкенштейном // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. XXXI. № 1. С. 5-17. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/soznanie-mezhdu-higginsom-i-frankenshteynom.
4. Князева, Н. А. Образ автора драматического произведения (на материале пьесы Б. Шоу «Пигмалион») // Самарский научный вестник. 2013. № 3(4). С. 52-55. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/obraz-avtora-dramaticheskogo-proizvedeniya-na-materiale-piesy-b-shou-pigmalion.
5. Маркс, К. Письма из “Deutsch-Französische Jahrbücher” // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т. 1. С. 371.
6. Морозов, М. М. Шекспир. Бернс. Шоу / Сост. и ред. Ю. Шведов. М.: Искусство, 1967. 325 с. URL: http://az.lib.ru/ m/morozow_m_m/text_0350.shtml. Дата обращения: 04.09.2017.
7. Романова, Е. В. Отражение феномена артистизма в художественных текстах // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2013. № 3 (53). С. 235-238. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/otrazhenie-fenomena-artistizma-v-hudozhestvennyh-tekstah.
8. Шайтанов, И. О. Между викторианством и антиутопией. Английская литература первой трети ХХ века // Литература. 2004. № 43. URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200404306 (дата обращения: 04.09.2017).
9. Шоу, Б. Пигмалион: перевод Е. Калашниковой // Библиотека всемирной литературы. Серия третья. Т. 200: Шоу, Б. Пьесы / Б. Шоу. М.: Художественная литература, 1969. С. 328-405.
Поступила в редакцию 2018-02-28
Опубликована 2018-04-25
Раздел
Лингвистика
Страницы
240-247