ЛИТУРГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ФРЕГАТ “ПАЛЛАДА”» В КОНТЕКСТЕ ЖАНРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

  • Галина Владимировна Мосалева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: литургичность, предроман, рождественская структура, поэтика

Аннотация

В статье рассматриваются литургические аспекты романа И.А. Гончарова «Фрегат “Паллада”» в связи с жанровыми трансформациями, отразившимися в этом тексте. Истоки «литературного путешествия» «Фрегата “Паллада”» обнаруживаются в жанрах древнерусской словесности, прежде всего, в паломнической традиции, субстанциальными проявлениями которой оказываются литургичность и иконичность. «Фрегату “Паллада”» присуща «рождественская структура», отразившаяся в композиции теста, начинающегося и завершающегося временем Рождества. В тексте присутствуют и другие литургические мотивы, соединяющиеся в лейтмотив всего произведения: прославление Творца за дивно устроенный мир и его божественную красоту. Автора-путешественника влекут не столицы мира, не современные формы человеческой цивилизации, а «праотечество». Чтобы «воскреснуть» и «обновиться», нужно вернуться к истокам цивилизации. Во «Фрегате “Паллада”» различные жанровые формы (летопись, дневник, хроника, очерк), образуют сложное синтетическое единство, которое может быть названо предроманом. «Романизация» повествования поддерживается его внутренней литургической основой. «Фрегат “Паллада”» отличается акцентированной жанровой свободой, своеобразным артистизмом повествования, что подчас проявляет в нем свойства романа-импрозизации. «Чужое» в гончаровском тексте постигается из топоса «Своего», символизированного «Русским Кораблем» - храмом и умосозерцанием русского автора-путешественника. «Рождественская структура» гончаровского текста предопределяет рождение и обретение духовных смыслов. В последних главах «Фрегата “Паллада”» ход повествования становится динамичней: оно словно вместе с автором-путешественником стремится к возвращению. Именно последние главы являются кульминационными: в них предстает подлинное русское бытие, русские герои и сакральное слово, воскрешающее к жизни народы, ранее находившиеся вне Света и Добра. Вера, талант, простота, благословение, трудолюбие, гостеприимство, широта души, добродушный юмор - вот те свойства, которые автор-путешественник отмечает в сибирской Руси, созданной миссионерами. Из странствий по «чужим мирам» автор-путешественник и сам возвращается обновленным, обретя веру и осознав через нее свою глубинную связь с родной почвой.

Литература

1. Гончаров И.А. Собр. соч.: в 8 т. М.: Художественная литература, 1977 - 1980. Т. 7: Очерки. Автобиография. Воспоминания. «Необыкновенная история». 1980. 462 с.; Т. 8. Статьи, рецензии, заметки. Письма. 1980. 559 с.
2. Гончаров И.А. «Фрегат “Паллада”». Очерки путешествия в двух томах. Серия «Литературные памятники». Л.: Наука, 1986. 880 с.
3. Гуминский В.М. Паломническая традиция в русской литературе путешествий // Теория Традиции: христианство и русская словесность. Ижевск. 2009. С. 59-97.
4. Дружинин А.В. Русские в Японии в конце 1853 и в начале 1854 годов. Из путевых заметок И.А.Гончарова. СПб., 1855 // Современник, 1856. № 1. С. 1-26.
5. Краснощекова Е. Гончаров. Мир творчества. СПб., 2012. 528 с.
6. Мельник В.И. Гончаров. М.: Вече, 2012. 431 с.
7. Недзвецкий В.А. Фрегат «Паллада» Гончарова как «географический роман» // Материалы межд. конф., посвященной 180-летию со дня рождения И.А.Гончарова. Ульяновск, 1994. С. 124-137.
8. Орнатская Т.И. История создания «Фрегата “Паллада”» // Гончаров И.А. «Фрегат “Паллада”». Очерки путешествия в двух томах. Л.: Наука, 1986. С. 763-787.
Поступила в редакцию 2018-05-04
Опубликована 2018-06-22
Раздел
Литературоведение
Страницы
328-334