ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ МЕЖДУ ГЕРОЯМИ КОМЕДИИ Н.В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР» И ИСПОЛНИТЕЛЯМИ ИХ РОЛЕЙ В РОМАНЕ В. ШАРОВА «ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЕГИПЕТ»

  • Юлия Владимировна Меладшина
    • ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Ключевые слова: В. Шаров, Н.В. Гоголь, «Ревизор», миссия, персонаж, сценическая роль, гоголевский текст

Аннотация

В статье рассматривается связь персонажей романа В. Шарова «Возвращение в Египет» с судьбами и характерами героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», роли которых герои Шарова исполняли в самодеятельных постановках, готовясь таким образом к реализации грандиозного семейного проекта клана Гоголей - завершению «Мертвых душ». Параллелизм гоголевских и шаровских персонажей проявляется на идеологическом и на житейском уровнях. При очевидном внешнем социально-историческом и интеллектуальном различии героев современного романа и классической комедии, сопоставительный анализ характеров и судеб позволил обнаружить и показать глубинную связь между ними. Важным аспектом сопоставления героев стал анализ их имен, позволивший выявить дополнительные символические смыслы образов. Главная линия связи между героями Гоголя и Шарова лежит в области идеологии, что и продемонстрировано через сопоставительный анализ заданных логикой романа Шарова пар: например, гоголевский лекарь Гибнер рифмуется с гибельным, смертоносным коммунистическим мировоззрением исполнителя соответствующей роли дяди Святослава, а это обстоятельство, в свою очередь, высвечивает зловещую историческую перспективу «глухонемой» русской бюрократии времен Гоголя. Сверх этих частных параллелей в работе акцентировано внимание на том обстоятельстве, что судьбы едва ли не всех героев Шарова в той или иной мере окрашены хлестаковщиной. Хлестаковым в немалой степени является и главный герой романа - Николай Васильевич Гоголь (Второй), присвоивший себе миссию завершения «Мертвых душ». Сквозь призму «Ревизора» прочитывается «возвращение в Египет» как акт самозванства, обрекающий его инициаторов и исполнителей на неизбежный крах.

Литература

1. Белинский В.Г. Горе от ума. Сочинение А.С. Грибоедова. 2-е изд. // Белинский В. Полн. собр. соч.: в 13 т. Т. 3. М.: 1953. С. 452-486.
2. Вишневская И. Гоголь и его комедии. М.: Наука, 1976. 254 с.
3. Воропаев В. Над чем смеялся Гоголь // Русская словесность. 1998. № 4. С. 6-12.
4. Гоголь Н.В. Другие редакции// Гоголь Н.В. Полн.собр. соч.: в 14 т. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1952. Т. 4. Ревизор, 1951. С. 139-471.
5. Гоголь Н. В. Отрывок письма из письма, писанного вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. В 14 т. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1952 Т.4. Ревизор, 1951. С. 99-104.
6. Гоголь Н.В. Письмо Петру П. Косяровскому. Нежин, 3 окт.1827 г. // Гоголь Н. Полн. собр. Соч.: в 14 т. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1952. Т. 10. Письма, 1820-1835, 1940. С. 111-113.
7. Гоголь Н.В. Полн. академическое собр. соч. и писем: в 14 т. М.-Л.: АН СССР, 1951. Т. 4: Ревизор, 1951. 552 с.
8. Гоголь Н.В. Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора» // Гоголь Н.В. Полн.собр. соч.: В 14т. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1952. Т.4 Ревизор, 1951. С. 112-120.
9. Лифшиц А.Ф. Об именах в «Ревизоре» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2011. № 4. С. 81-89.
10. Манн Ю.М. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М.: Coda, 1996, 474 с.
11. Манн Ю.М. Постигая Гоголя. М.: Аспект Пресс, 2005. 206 с.
12. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М.: АСТ, 1998. 528 с.
13. Тульчинский Г.Л. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПБ. РХГИ. 1996. 412 с.
14. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 575 с.
15. Шаров В. Возвращение в Египет. М.: АСТ, 2015. 759 с.
Поступила в редакцию 2018-05-22
Опубликована 2018-06-22
Раздел
Литературоведение
Страницы
373-381