ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПРОДУКЦИИ КАЗЁННЫХ ГОРНЫХ ОКРУГОВ УРАЛА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

  • Александр Алексеевич Бакшаев
    • ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
Ключевые слова: транспортировка продукции, Урал, военные наряды, горнозаводской округ, казённые пристани, казённая промышленность, караваны

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы доставки изделий казённых металлургических заводов Урала потребителям в первой половине XIX в. На основе комплекса опубликованных источников (историко-статистических описаний, материалов Горного журнала), а также архивных документов делается вывод о том, что казённые горные округа изготавливали продукцию в основном в рамках выполнения нарядов Военного и Морского ведомств для нужд оружейных предприятий, арсеналов и морских портов различных районов Российской империи. Доставка металлов и изделий осуществлялась сухопутными и водными путями сообщения. Сухопутным способом продукция перевозилась внутри округа на казённые пристани по дорогам местного значения. Из-за плохого состояния дорожной сети внутри казённых округов перевозка осуществлялась в зимнее время. Весной в казённых караванах изделия сплавлялись к местам назначения в Центральной России. Отмечается, что водная доставка изделий осуществлялась в основном силами Горного ведомства под руководством смотрителей караванов, в подчинении которых был штат чиновников и работников. В первой четверти XIX в. при перевозке продукции на пристани и их сплаве к местам назначения казна пользовалась услугами частных подрядчиков. В итоге, несовершенство транспортной системы региона, его отдалённость от основных районов сбыта приводили к удорожанию изделий казённых заводов. Время доставки военной продукции к местам назначения увеличивалось, вследствие чего нарушались сроки выполнения военных нарядов.

Литература

1. Архив Златоустовского городского округа (АЗГО).
2. Безобразов В. П. Уральское горное хозяйство и вопрос о продаже казённых горных заводов. СПб.: Тип. В. Безобразова и Комп., 1869. 643 с.
3. Гаврилов Д. В. Транспорт горнозаводского Урала XVIII - начала XX веков: процессы модернизации и регионализации // Урал в прошлом и настоящем: материалы науч. конф. (г. Екатеринбург, 24-25 февр. 1998 г.). Ч. I. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. С. 224-228.
4. Государственный архив Свердловской области (ГАСО).
5. Истомина Э. Г. Транспортная сеть Урала в последней четверти XVIII - первой четверти XIX вв. // Деревня и город Урала в эпоху феодализма: проблема взаимодействия. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1986. С. 14-49.
6. Колтовский Г. Описание Гороблагодатских заводов // Горный журнал. 1839. № 1. С. 54-107.
7. Котляревский Е. Путешествие по уральским и в Луганский литейный заводы // Горный журнал. 1865. № 1. С. 167-200; № 2. С. 415-522.
8. Мельников С. Л. Речной транспорт Камско-Вятского бассейна в XIX веке // Очерки истории Удмуртии. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1996. С. 245-261.
9. Мозель Х. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. СПб.: Тип. Ф. Персона, 1864. Ч. 1. 457 с.; Ч. 2. 820 с.
10. Описание Камско-Воткинского железоделательного завода // Горный журнал. 1827. № 11. С. 85-119.
11. Попов Н. С. Хозяйственное описание Пермской губернии. Т. 1. СПб.: Императорская тип., 1811. 419 с.
12. Российский государственный исторический архив (РГИА).
13. Сутырин Б. А. Железные караваны казенных заводов Урала первой половины XIX в. // Вопросы истории Урала. Вып. 11. Свердловск: УрГУ, 1970. С. 101-108.
14. Сутырин Б. А. Из истории судоходства по реке Чусовой в XIX в. // Вопросы истории Урала. Вып. 5. Свердловск: УрГУ, 1964. С. 17-26.
15. Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа: Тип. Оренбургского губернского правления, 1859. 472 с.
16. Чупин Н. К. Географический и статистический словарь Пермской губернии. Т. 1. Пермь: Тип. Поповой, 1873. 577 с.
17. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР).
18. Яцунский В. К. География рынка железа в дореформенной России // Вопросы географии. Москва: Географгиз, 1960. Сб. 50. С. 110-146.
Поступила в редакцию 2018-04-30
Опубликована 2018-08-23
Раздел
История
Страницы
522-532