СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ КОНЦЕПТА «ГНЕВ»

  • Ирина Александровна Вотякова
    • ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: словообразовательное поле, эмоциональный концепт, гнев, русский язык

Аннотация

Словообразовательное поле концепта является объективно существующей частью его номинативного поля, представляющего собой определенную совокупность номинаций, раскрывающих когнитивные признаки концепта, которые отражают его структуру. Характер словообразовательного поля обусловлен целым комплексом факторов: количеством производных, способом образования, реализуемым словообразовательное значение, регулярностью употребления производного и т. д. Вербализация концепта гнев в русском языке показывает важность следующих когнитивных признаков: начало движения, интенсивность, внезапность, вызывание - преодоление - трансформация гнева, говорение - молчание . На словообразовательном уровне подобная репрезентация проявляется в специфическом наборе словообразовательных средств, отражающих соответствующие словообразовательные значения признака и интенсивности, времени протекания действия и т. д. Как показывает наш анализ, выражение признака и способа действия, отсутствие производных со значением лица являются основополагающими особенностями словообразовательного поля эмоционального концепта.

Литература

1. Абросимова Л.С. Словообразовательное поле глаголов, производящей базой которых являются существительные в современном английском языке: дис. … канд. филол, наук. Ростов-н/Д, 1994. 190 с.
2. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание. Воронеж, 2001. С. 13-19.
3. Вотякова И.А. Изучение синонимических связей в словообразовательной репрезентации концептов (на примере концепта печаль) // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2012. Вып. 4. С. 136-139.
4. Вотякова И.А. Некоторые замечания о концепте «гнев» в русском языке // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2015. Т. 25, вып. 6. С. 5-9.
5. Дьячкова Е.С. Формирование словообразовательного поля полусуффиксов в современном английском языке // Известия Российского государственного пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. Вып. 61. C. 110-115.
6. Зенков Г.С. Вопросы теории словообразования. Фрунзе, 1969. С. 14-149.
7. Иванова И. П. О полевой структуре частей речи в английском языке // Теория языка, методы его исследования и преподавания. Л.: Наука, 1981. С. 78-83.
8. Лангаккер Р.У. Когнитивная грамматика. Москва, 1992. 56 с.
9. Милькевич Е.С. Словообразовательное поле отглагольных существительных в современном английском языке: автореф. дис. … канд. филол. наук. Пятигорск, 1996. 18 с.
10. Муругова Е.В. Взаимодействие частей речи и способов образования в лигвокреативной деятельности человека (на материале современного английского языка): дис. … докт. филол. наук. Ростов-н/Д, 2007. 502 с.
Поступила в редакцию 2016-11-17
Опубликована 2016-12-23
Раздел
Лингвистика
Страницы
46-49