МОНЕТА В ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫХ ОБРЯДАХ УДМУРТОВ

  • Надежда Ивановна Шутова
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН
  • Татьяна Игоревна Панина
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН
Ключевые слова: удмурты, народная медицина, монета, лечебные обряды, апотропейная магия

Аннотация

В статье рассматривается символика монет в лечебной и апотропейной магии удмуртского этноса. В основу исследования положены архивные материалы из Рукописного фонда Научно-отраслевого архива Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, фольклорно-диалектологического фонда Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики Удмуртского государственного университета, полевые материалы авторов и опубликованные труды отечественных и зарубежных исследователей удмуртской традиционной культуры. Известно, что в народной медицине удмуртов наиболее широкое применение монета получила в ритуале купли-продажи ребенка нуны басьтон/пинал вузан , знахарской практике куяськон (букв.: бросание, подношение), в жертвоприношении божествам и при заговаривании болезней. Кроме того, монеты нередко были основными атрибутами ритуалов, совершаемых для обретения здоровья, защиты от потусторонних сил, для предсказания выживаемости новорожденных и определения причины недуга. Выявлено, что функция и семантическая нагрузка монеты коррелируют с общей символикой лечебно-охранительных обрядов и варьирует в зависимости от вида обряда и цели его совершения.

Литература

1. Рукописный фонд Научно-отраслевого архива Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН.
2. Фольклорно-диалектологический фонд Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики Удмуртского государственного университета.
3. Атаманов М. Г. Обряды и поверья удмуртов, связанные с именами // Семейный и общественный быт удмуртов в XVIII-XX вв. Устинов, 1985. С. 91-106.
4. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
5. Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской губерний // Известия ОАИЭ. Казань, 1906. Т. 22. Вып. 3. С. 185-219.
6. Верещагин Г. Е. Собр. соч.: в 6 т. Ижевск, 1996. Т. 2: Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии.
7. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994.
8. Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики. Ижевск, 1998.
9. Владыкина Т. Г. Знающий (туно) в удмуртской традиционной культуре // Удмуртская мифология. Ижевск, 2004. С. 97-102.
10. Волкова Л. А. Баня в бытовой культуре удмуртов // Связующая нить этнокультуры: сб. ст. Ижевск, 2009. С. 72-84.
11. Денисов А. Н. Религиозные верования чуваш. Чебоксары, 1959.
12. Елабужский М. Крепость вотского язычества // ВЕВ. 1903. № 3. С. 102-119.
13. Ильина И. В. Обычаи и обряды, связанные с рождением и охраной здоровья ребенка у коми // Традиции и новации в народной культуре коми. Сыктывкар, 1983. С. 14-24.
14. Ильина И. В. Народная медицина коми. Сыктывкар, 1997.
15. Левкиевская Е. Е. Нищий // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. М., 2004. Т. 3: К (Круг) - П (Перепелка). С. 408-411.
16. Миннияхметова Т. Г. Традиционные новогодние обряды удмуртов Закамья // Этнологические исследования в Башкортостане. Уфа, 1994. С. 109-119.
17. Михеев И. С. Болезни и способы их лечения по верованиям и обычаям казанских вотяков // Вотяки: Сб. по вопросам экономики, быта и культуры вотяков. М.,1926. С. 41-48.
18. Мухамедова Р. Г. Татары-мишари. М., 1972.
19. Панина Т. И. Слово и ритуал в народной медицине удмуртов. Ижевск, 2014.
20. Первухин Н. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Вятка, 1888. Эскиз I: Древняя религия вотяков по ее следам в современных преданиях.
21. Первухин Н. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Вятка, 1888. Эскиз II: Идоложертвенный ритуал древних вотяков по его следам в рассказах стариков и в современных обрядах.
22. Первухин Н. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Вятка, 1890. Эскиз V: Следы языческой древности в суеверных обрядах обыденной жизни вотяков от колыбели до могилы.
23. Попова Е. В. Семейные обычаи и обряды бесермян: (конец XIX - 90-е годы XX в.). Ижевск, 1998.
24. Рычков Н. П. Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства, 1769 и 1770 году. СПб., 1770.
25. Садиков Р. Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). Уфа, 2008.
26. Садиков Р. Р., Хафиз К. Х. Религиозные верования и обряды удмуртов Пермской и Уфимской губерний в начале XX века: (экспедиционные материалы Уно Хольмберга). Уфа, 2010.
27. Смирнов И. Н. Вотяки. Казань, 1890.
28. Толстая С. М. Имя // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. М., 1999. Т. 2: Д (Давать) - К (Крошки). С. 408-413.
29. Федянович Т. П. Мордовские народные обычаи, связанные с рождением ребенка (конец XIX - 70-е гг. XX в.) // СЭ. 1979. № 2. С. 79-89.
30. Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск, 2001.
31. Munkácsi B. Votják Népköltészeti Hagyományok. Budapest, 1887.
32. Wichmann Y. Wotjakische Sprachproben. Helsingfors, 1893. Bd. 1: Lieder, Gebete und Zauberspruche.
33. ПМА, 2004. Макарова А. Я., с. Укан, Ярский р-н УР; ПМА, 2009. Корепанова Г. Л., д. Сеп, Игринский р-н УР.
34. ПМА, 2009. Антонова А.П., д. Михайловка, Игринский ра-н УР.
35. ПМА, 2005. Селиверстова К.И., д. Сеп, Игринский р-н УР.
36. ПМА, 2004. Калашникова М.Ф., д. Ю-Чабья, Кезский р-н УР.
37. ПМА, 2009. Романова К.Е, д. Сеп, Игринский р-н УР.
38. ПМА, 2009. Антонова А.П., д. Михайловка, Игринский р-н УР.
Поступила в редакцию 2016-05-11
Опубликована 2016-08-25
Раздел
История
Страницы
112-117