ПОЭТИКА ФРАГМЕНТА В ЦИКЛЕ ЛИНОР ГОРАЛИК «ГОВОРИТ:»

  • Нина Владимировна Барковская
    • ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Ключевые слова: Горалик, цикл, фрагмент, субъект речи, короткая проза, постдокументальное

Аннотация

На материале цикла Л. Горалик «Говорит:» рассматривается способ преображения «речевого факта» в художественное произведение. Используются положения теории циклизации прозаических фрагментов, наблюдения над практикой словесного творчества в эпоху интернета, концепция дискурсных формаций В.И. Тюпы. Выявляются функции речевых фрагментов: слово характеризует говорящего, становится заменой поступка, инициирует сюжет, выявляет коллективное бессознательное, создает образ социума. Субъекты речи не представлены как лица-персонажи, их потребность говорить не сочетается с потребностью слушать, диалога не возникает. Напротив, автор, чье слово остается за рамками текста, не говорит, но слушает; сочувствие сопряжено с отстраненным исследованием человеческого «роя», что подчеркнуто оформлением обложки книги. Имитация «подслушанных разговоров», входящая в авторскую задачу, позволяет говорить о стратегии постдокументальности, о желании автора вернуть чувство живой жизни через нарушение литературных конвенций.

Литература

1. Горалик. Л. Недетская еда. Без сладкого. М.: ОГИ, 2010. 304 с.
2. Горалик Л. Это называется так (короткая проза). М.: Dodo Magic Bookroom, 2014. 384 с.
3. Васильева Е. Нельзя сказать короче. Рец. на книгу Л.Горалик «Это называется так (короткая проза). URL: http://prochtenie.ru/reviews/27909.
4. Снигирева Т.А., Подчиненов А.В. Поэтика фрагмента: возможности и ограничения // Феномен незавершенного. Екатеринбург: Изд. Урал. ун-та, 2014. 528 с. С. 323-360.
5. Баран Х. Фрагментарная проза // Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 463-520.
6. Снигирева Т.А., Снигирев А.В. Борис Акунин «Любовь к истории»: между книгой и блогом // Уральский филологический вестник. Серия «Русская литература XX-XXI веков: направления и течения». Вып. 14. 2013. № 2. С. 198-206.
7. Абашева М.П., Катаев Ф.А. Русская проза в эпоху интернета: трансформации в поэтике и авторская идентичность. Пермь: ПГГПУ, 2013. 168 с.
8. Ая эН. Библия в SMSках. М.: Время, 2012. 304 с.
9. Оробий С. Джойс, Джобс и поэтика флуда // http://literratura.org/nosleep/criticism/353-sergey-orobiy-vse-chto-ugodno-tolko-ne-roman.html. Дата обращения 14.02.2015.
10. Тюпа В.И. Дискурсные формации. Очерки по компаративной риторике. М.: Языки славянской культуры, 2010. 320 с.
11. Родионов А. Люди безнадежно устаревших профессий. М.:НЛО, 2008. 120 с.
12. Постдок. О новом термине. «Круглый стол» // Искусство кино. 2012, № 1. URL: http://www.kinoart.ru/archive/ 2012/01/n1-article.
13. Венкова А. В. Постдокументальная визуальность и ужас реального // Terra Humana. 2013. №2. С. 140-144.
14. Абдуллаева З. Постдок. Игровое/неигровое. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 480 с.
15. Статус документа: Окончательная бумажка или отчужденное свидетельство? Сб. статей / под ред. И.М. Каспэ. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 408 с.
Поступила в редакцию 2015-04-16
Опубликована 2015-06-25
Раздел
Литературоведение
Страницы
49-54