КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

  • Александр Аркадьевич Баркович
    • Белорусский государственный университет
Ключевые слова: компьютерно-опосредованная коммуникация, компьютерно-опосредованный дискурс, парадигма, феномен, метаязык, синкретизм, мультимодальность, полилогистичность, модель

Аннотация

Пополнение компьютерно-опосредованного дискурса, уже в значительной степени автономной и самодостаточной практики речи, предоставляет для изучения все новые языковые данные, причём частично стратифицированные и кластеризованные по лингвистическим параметрам. Лингвоинформационность коммуникационных отношений в компьютерно-опосредованной среде создает благоприятные условия для поиска закономерностей и выявления логических структур в сфере коммуникационных отношений. Метаязыковой исследовательский приоритет коммуникационного формата речевой практики предопределяет особенности парадигматики компьютерно-опосредованной коммуникации - она лингвистическая. Феноменологические основания, выявленные при характеристике компьютерно-опосредованной коммуникации, позволяют говорить о ее речевой аутентичности и принципиальном отличии от традиционных типов общения между людьми. Сфера коммуникации представляет собой в значительной степени самодостаточный феномен, который в компьютерно-опосредованной имплементации проявляет признаки динамичного развития и обладает интерактивной спецификой.

Литература

1. Баркович А.А. Интернет-дискурс: компьютерно-опосредованная коммуникация: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2015. 288 с.
2. Потапова Р. К. Речевая коммуникация: От звука к высказыванию / Р.К.Потапова, В.В.Потапов. М.: Языки славянских культур, 2012. 464 с.
3. Бугайски М. Язык коммуникации / пер. с польск. Харьков: Гуманитарный Центр, 2010. 544 с.
4. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка.М.: Наука, 1984. 175 с.
5. Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета: курс лекций по общему языкознанию. М: Флинта: Наука, 2009. 582 с.
6. Якобсон Р.О. Речевая коммуникация // Избранные работы; под ред. В.А. Звегинцева, В. Иванова. М.: Прогресс, 1985. С. 306-319.
7. Santoro G. «What is Computer Mediated Communication?» // Computer Mediated Communication and the Online Classroom in Distance Learning; ed. by Z. Berge and M. Collins. Cresskill, NJ: Hampton Press, 1995. P. 11-27.
8. Hymes D. Foundations in sociolinguistics: An ethnographic approach. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1974. 260 p.
9. Pervin L.A. A Free-Response Description Approach to the Analysis of Person-Situation Interaction // The Psychology of Social Situations: selected readings. Oxford: Pergamon Press, 1981. P. 40-55.
10. Argyle M. Furnham A., Graham J.A. Social situations. New York: Cambridge University Press, 1981. 453 p.
11. Herring S.C. A faceted classification scheme for computer-mediated discourse // Language@Internet. 2007. Vol. 4, article 1. URL: http://www.languageatinternet.org/articles/2007/761 (дата обращения: 29.10.2014).
12. Baron N. Computer Mediated Communication as a force in Language Change // Visible Language, 1984. Vol. 18, № 2. P. 118-141.
13. Herring S. Introduction // Computer-Mediated Communication: Linguistic, Social and Cross-Cultural Perspectives. Amsterdam: John Benjamins, 1996. P. 1-10.
14. Trentin G. Multimedia Conferencing in Education: Methodological and Organizational Considerations / G. Trentin, V. Benigno // Educational Technology, 1997. Vol. 37, №5. P. 32-39.
15. Online Etimology Dictionary. URL: http://www.etymonline.com/index.php?search=pager (дата обращения: 29.10.2014).
16. Herring S.C. Web content analysis: Expanding the paradigm // The International Handbook of Internet Research; ed. by J. Hunsinger, M. Allen and L. Klastrup. Berlin: Springer Verlag, 2010. P. 233-249.
17. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 280 с.
Поступила в редакцию 2015-04-20
Опубликована 2015-06-25
Раздел
Лингвистика
Страницы
97-101