ВИЗУАЛЬНАЯ РИТОРИКА В АМЕРИКАНСКОЙ ТРАДИЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

  • Юлия Юрьевна Лапшина
    • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова: риторика, визуальная риторика, массовая коммуникация, СМИ, риторическая критика, ораторское искусство, семиотика

Аннотация

Статья посвящена визуальной риторике как одному из результатов развития изучения ораторского искусства в США. Актуальность исследования заключается в том, что в российской гуманитарной науке на данный момент не разработано обширной теоретической и практической базы для изучения произведений массовой коммуникации, представляющих собой семиотически неоднородные целые (в которых наравне с текстом выступают статические и динамические изображения). Вместе с тем для критического восприятия поступающей в общество информации необходим соответствующий инструментарий, основанный на понимании особенностей произведений современной массовой коммуникации и эффективных методов их анализа. Одной из основ такого инструментария видится визуальная риторика, разработанная западными специалистами. Целью данной статьи является определение причин формирования визуальной риторики как направления изучения ораторского искусства и особенностей этого направления. Объектом исследования стали современные работы американских ученых, посвященные визуальной риторике. Основной метод исследования - описательный. В статье представлен краткий исторический обзор развития риторики в Америке с выделением на конечном этапе появления визуальной риторики. При анализе этапов изучения ораторского искусства в США обращается внимание на теоретические предпосылки расширения объекта изучения риторики до невербальных произведений. В целях определения особенностей визуальной риторики как новой дисциплины рассматривается несколько теоретических и практических исследований, проведенных в данном направлении. Результаты проведенной работы включают в себя перечень внутренних и внешних причин зарождения визуальной риторики, а также определение ее особенностей, что послужит, как смеет надеяться автор, подспорьем в дальнейшем системном изучении современных речевых произведений, с которыми каждый день сталкивается общество.

Литература

1. Рождественский Ю.В. Теория риторики: учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Флинта; Наука, 2015. 544 с.
2. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. 4-е изд., испр. М.: Флинта; Наука, 2005. 176 с.
3. Wichelns Herbert A. The Literary Criticism of Oratory // Studies in Rhetoric and Public Speaking in Honor of James Albert Winans. NY, 1962. P. 181-216.
4. Foss Sonja K. Rhetorical Criticism. Exploration and Practice. Waveland Press, 2004. 472 p.
5. Радченко В.Н. Изучение ораторского искусства в США. М.: Знание, 1991. 63 с.
6. Burke Kenneth. A Rhetoric of Motives. Berkeley: University of California Press, 1969. 340 p.
7. Burke Kenneth. Language as Symbolic Action: Essays on Life, Literature, and Method. Berkeley: University of California Press, 1966. 514 p.
8. Foss Sonja K. Theory of Visual Rhetoric // Handbook of Visual Communication: Theory, Methods, and Media. N.Y.: Routledge, 2011. P. 141-152.
9. Ehninger Douglas. Contemporary Rhetoric: a Reader's Coursebook. Glenview, IL: Scott, Foresman, 1972.
10. Foss Sonja K. Framing the Study of Visual Rhetoric: Toward a Transformation of Rhetorical Theory // Defining visual rhetorics. Taylor & Francis e-Library, 2008. P. 303-313.
11. Goggin Maureen Daly. Visual Rhetoric in Pens of Steel and Inks of Silk: Challenging the Great Visual / Verbal Divide // Defining visual rhetorics. Taylor & Francis e-Library, 2008. P. 87-110.
12. Birdsell David S. and Groarke Leo. Toward a Theory of Argument // Visual Rhetoric in a Digital World. A Critical Sourcebook. Boston: Bedford / St. Martin’s, 2004. P. 309-320.
13. Kenney Keith. Building Visual Communication Theory by Borrowing from Rhetoric // Visual Rhetoric in a Digital World. A Critical Sourcebook. Boston: Bedford / St. Martin’s, 2004. P. 321-343.
Поступила в редакцию 2015-04-20
Опубликована 2015-06-25
Раздел
Лингвистика
Страницы
109-115