ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ИНОСТРАННОМ: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, ЧИТАТЕЛЬСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ПРАКТИКИ

  • Ирина Борисовна Ворожцова
    • ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
  • Екатерина Борисовна Урсегова
    • ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: деятельность обучающегося, ситуация, контексты, предтекстовое задание, послетекстовое задание, разработка речевого материала, технология обучения, практики

Аннотация

В статье описывается опыт обучения студентов-иностранцев чтению русской художественной литературы по технологии деятельностного подхода. Это авторская технология, в основе которой приобщение к практикам чтения через «погружение» в контексты русской жизни. Методологические рамки способствуют введению разнообразных речевых практик для активизации материала произведений современных писателей (Г. Остер, С. Альтов, Л. Улицкая, Л. Петрушевская). Результаты обучения положительно сказываются на мотивации к чтению, способствуют развитию читательской компетенции. Обучение ведет от действия к мысли, от ситуации к контексту современной жизни России.

Литература

1. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики / под ред. И.В. Рахманова. М.: Высш. шк., 1974.
2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002.
3. Прохорец Е.К. Обучение чтению современной художественной литературы для юношества: Старшие классы школ с углубленным изучением иностранного языка: автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2001
4. Яшина М.Е., Панкратова Е.С. Художественная литература на уроке иностранного языка: современные подходы к обучению индивидуальному чтению. URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2014/254/ hudozhestvennaya_literatura_na_uroke_inostrannogo_yazyka_sovremennye_podhody_k_obucheniyu_individualnomu _chteniyu/ (дата обращения: 18.03.2015).
5. Ворожцова И.Б. Высшее филологическое образование: какие компетенции? // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2011. Вып. 4. С. 178-185.
6. Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. Ижевск: Удмуртский университет, 2000. 342 с.
7. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Изд-во МГУ, 1986.
8. Костюк Н.А. Читаем без проблем. Вып. 2. СПб.: Изд-во Златоуст, 2014.
9. Юшманова С.И., Абдалян И.П. Читаем А.С. Пушкина. Капитанская дочка. URL: http://www.rus-lang.ru/books/283.
10. Ворожцова И.Б. Номинативный план высказывания как «мост» в межкультурной коммуникации // МОВА. Науково-теоретичний часопис з мовознавства / Одеський національний університет ім. І.І. Мечникова. № 12. Одесса: Астропринт, 2007. C. 54-58.
11. Ефремова Т.В. Толковый словарь русского языка. URL: http://xn----8sbauh0beb7ai9bh.xn--p1ai/%D0%B D%D1%83 (дата обращения: 18.03.2015).
Поступила в редакцию 2015-04-20
Опубликована 2015-06-25
Раздел
Лингвистика
Страницы
151-157