МЕТАМОРФОЗЫ «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЙ» А.С. ПУШКИНА В ФИЛЬМЕ ИРИНЫ ЕВТЕЕВОЙ

  • Татьяна Вячеславовна Зверева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: экранизация, А.С. Пушкин, мотив, символ, мистерия, сюжет

Аннотация

В статье рассмотрена проблема экранизации «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Объект исследовательского внимания - фильм-фантазия Ирины Евтеевой, снятый по мотивам пушкинского цикла. Уникальная техника, соединяющая традиционный кинематограф, живопись и анимацию, позволила режиссеру обнажить мистериальную природу «Маленьких трагедий». Для Михаила Швейцера, экранизировавшего Пушкина в 1979 году, центральной темой стала тема Художника в его сложных и противоречивых отношениях с социумом; для Ирины Евтеевой важны другие аспекты - мир в его неожиданных превращениях и метаморфозах. Игра цветом, бесконечные изменения цветовой палитры указывают на относительность всего зримого. «Маленькие трагедии» Швейцера были всецело выстроены на актерской игре, евтеевские персонажи как бы растворены в клубящейся стихии мира. В результате рождается ощущение ирреальности бытия, его неподвластности человеку. В фильме Ирины Евтеевой получают развитие темы и мотивы, едва намеченные в тексте Пушкина. Уход от первоисточника оправдан жанровой принадлежностью картины («фильм-фантазия»). Важной составляющей «Маленьких трагедий» Евтеевой является сновидческая реальность. В фильме не только разрушена граница между отдельными видами искусства (кинематограф/анимация), но и обнажена призрачность границы между жизнью и смертью, живым и мертвым, явью и сном.

Литература

1. Беляк Н.В., Виролайнен М.Н. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории (судьба личности - судьба культуры) // Пушкин: Исследования и материалы. Л.: Наука, 1991. Т. 14. С. 73-96.
2. Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996. 508 с.
3. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становление стиля барокко в Италии. СПб.: Азбука-классика, 2004. 288 с.
4. Дилакторская О.Г. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина: Жанровый аспект // Русская речь. 1999. № 3. С. 31-39.
5. Евтеева И.В. Процесс жанрообразования в советской мультипликации 60-80-х годов: от притчи - к полифоническим структурам: автореф. дис.. канд. искусствоведения. Л., 1990. 24 с.
6. Маркович В.М. Цикл «Маленькие трагедии» как исследовательская проблема // Поэтика русской литературы: Сборник статей к 75-летию проф. Ю.В. Манна. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. С. 315-340.
7. Мириманов В.Б. Приглашение на танец. Danсe macabre // Arbor mundi. 2001. № 8. С. 39-73.
8. Непомнящий В.С. Феномен Пушкина и исторический жребий России. К проблеме целостной концепции русской культуры // Пушкин и современная культура. М.: Наука, 1996. С. 6-61.
9. Новикова М.А. Пушкинский космос: языческая и христианская традиции в творчестве Пушкина. М.: Наследие, 1995. 353 с.
10. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений, 1837-1937: В 16 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. Т. 7. 726 с.
11. Проскурин О.А. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест / О.А. Проскурин. - М.: Новое литературное обозрение, 1999. 462 с.
12. Пяткин С.Н. Об одном мотиве в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина / С.Н. Пяткин // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34894 (дата обращения: 23.09.2018).
13. Спутницкая Н. Путешествие из Петрограда в Хань. «Арвентур», режиссер Ирина Евтеева // Искусство кино. 2015. № 8. С. 95-100.
14. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: «Восточная литература» РАН, 1998. 800 с.
15. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 449 с.
16. Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. 464 с.
Поступила в редакцию 2018-08-27
Опубликована 2018-12-25
Раздел
Литературоведение
Страницы
849-854