СИНТЕЗ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКИХ И ЗАПАДНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ А. АМИНЕВА

  • Флюр Шарифуллинович Сибагатов
    • ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
Ключевые слова: архетип, литература, повесть, религия, символизм, синтез, сюжет

Аннотация

В статье на примере творчества Амира Аминева предпринимается попытка рассмотреть историю развития современной башкирской литературы в контексте национальной, арабо-мусульманской и западной культуры, выявить закономерности ее развития, традиции и новаторство. Главной композиционной особенностью повести «В одном ковчеге» является библейская (Бытие, 6-9) и кораническая (сура 11) легенда о пророке Нухе, который на своем ковчеге во время всемирного потопа сумел спасти не только детей, но и животных. Данное предание это местная версия истории о Ноевом ковчеге, т.к. в произведении А. Аминева упоминается не гора Арарат, а Торатау. По мнению автора, сегодня, как и в мифические времена, всему живому угрожает опасность. Поэтому в произведении проводится параллели между главным героем Габитом, который ведет борьбу за сохранение природы родного края и горы Торатау (Шиханы), и библейско-кораническим Ноем-Нухом. В повести «Цветок-звезда» гармонично переплетаются западные и восточные художественные традиции. Автора привлекает психология человека, его реакция на различные события. В то же время его герои не супермены и не идеальные люди, они учатся на своих ошибках. В этом их жизненность и реалистичность. В статье делается вывод о том, что творчество А .Аминева представляет собой синтез национальных традиций, русской художественной словесности и восточной литературы.

Литература

1. Аминев А. В одном ковчеге // Агидель. Литературно-художественный журнал. 2010. № 3. С. 33-72.
2. Аминев А. Цветок звезда // Агидель. Литературно-художественный журнал. 2012. № 5. С. 68-89.
3. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Навои и Джами. Т. 4. М.: Наука, 1965. 498 с.
4. Брагинский В.И. Суфийский символизм корабля и его ритуально-мифологическая архетипика (к историко-поэтическому изучению топики) // Проблемы исторической поэтики литератур Востока. М., 1988. С. 198-242.
5. Иваньшина Е.А. От Лучей смерти к лучам жизни: об аппарате Ефросимова в пьесе М.А. Булгакова «Адам и Ева» // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2017. Т. 27, вып. 2. С. 201-209.
6. Ковалевская Е.Г. Анализ текстов художественных произведений: учеб.-метод. пособие. Л.: ЛГПИ, 1976. 53 с.
7. Лихачев Д.С. Введение // История русской литературы X-XVII веков / под ред. Д.С. Лихачева. М.: Просвещение, 1980. С. 3-33.
8. Сибагатов Ф.Ш. Отражение восточных поэтических традиций в произведениях «Газазил» и «По случаю курбан-байрама» Ш.Бабича // Вестник БашГУ. 2011. №3(1). Т. 16. С. 989-991.
9. Сибагатов Ф.Ш. Духовная литература башкирского народа. Уфа: Гилем, 2015. 151 с.
10. Чалисова Н.Ю. Классическая персидская литература // Изучение литератур Востока: Россия, ХХ в. М.: Восточная литература, 2002. С.107-133.
11. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе / Пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. М.: Наука, 1993. 192 с.
Поступила в редакцию 2018-10-22
Опубликована 2018-12-25
Раздел
Литературоведение
Страницы
901-905