РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА РОСCИИ В ЖУРНАЛЕ “DER SPIEGEL” (анализ заголовочного комплекса)

  • Алексей Владимирович Мишин
    • Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Ключевые слова: образ России, немецкие СМИ, заголовочный комплекс, метафорический заголовок, «метафорический резонанс»

Аннотация

Целью статьи является анализ метафорических заголовков статей о России, опубликованных в немецком общественно-политическом еженедельнике “Der Spiegel” за 2015 - первую половину 2018 гг. Рассмотрены наиболее наглядные примеры заголовков, построенных на основе таких тропов, как метафора, метонимия, гипербола, сравнение. Определена роль метафорических заголовков в создании немецкими журналистами образа России, построенного на глубоком анализе всех сторон жизни страны.

Литература

1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999. 896 с.
2. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2017. С. 387-415.
3. Накорякова К.М. Литературное редактирование материалов массовой информации. М., 1994. 321 с.
4. Никифорова Ж.А. Проблема автономности заголовка в структуре гипертекста газетного номера // Вестник Челябинского гос. ун-та. Сер. Филология. Искусствоведение. 2010. Вып.42. С. 87-92.
5. Павлов Н.В. Германия и Россия в новой Европе 1990-2010 гг. (к периодизации российско-германских отношений // Россия и Германия в новой Европе: конец XX - начало XXI вв. Череповец, 2012. С. 9-15.
6. Погребенков В.И. Заголовочный комплекс в американской военной газете: структура и функции: дис. … канд. филол. наук. М., 1977. 117 с.
7. Поликарпова Е.В. Гипербола в современном немецком языке (лексикологический аспект): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1990. 16 с.
8. Степанова М.А. Диалогичность коммуникации в жанре интервью в современной немецкой прессе (на материале журнала “Der Spiegel”): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2006. 24 с.
9. Сыров И.А. Функционально-семантическая классификация названий и их роль в организации текста // Филологические науки. 2002. № 3. С.59-68.
10. Федосеев А.А. Метафора как средство манипулирования сознанием в предвыборном агитационном дискурсе: автореф. дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2004. 20 с.
11. Шарманова О.С. Параметры различия метафоры и метонимии в немецкоязычных СМИ // Языковая реальность познания. Иркутск, 2009. С. 229-235.
12. Якобсон Р. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений // Теория метафоры. М., 1990. С. 110-131.
13. Berger H. Figures of a Changing World. N.Y., 2015. 160 p.
14. Der Spiegel 2015 г. (№ 13, 29, 31), 2016 г. (№ 5, 8, 9, 16, 37, 41), 2017 г. (№ 8, 10, 14, 32), 2018 г. (№ 5).
15. Groh D. Rußland im Blick Europas. Baden-Baden, 1988. 440 S.
16. Seidler H. Allgemeine Stilstik. Göttingen, 1953. 366 S.
Поступила в редакцию 2018-10-17
Опубликована 2018-12-25
Раздел
Лингвистика
Страницы
994-999