ГЕНДЕРОЛОГИЧЕСКАЯ МНОГОВАЛЕНТНОСТЬ ОБРАЗА ФЕДОРА ПАВЛОВИЧА КАРАМАЗОВА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»

  • Наталья Александровна Макаричева
    • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Ключевые слова: гендерологическая многовалентность, братство, карамазовщина, смердяковщина, типология женских образов, идеи эмансипации

Аннотация

В статье исследуется художественная гендерология Ф.М. Достоевского - воплощение представлений писателя о специфике женско-мужских отношений в художественном творчестве. В центре внимания один из наиболее ярких и сложных образов из последнего романа Ф.М. Достоевского - Федора Павловича Карамазова. Акцент делается на гендерологической многовалентности героя, поскольку взаимоотношения с женщинами (двумя противоположными по характеру женами и юродивой Лизаветой Смердящей) помогают раскрыть многогранность личности Федора Павловича. Анализ образов отца Федора Павловича Карамазова и сына - Павла Федоровича Смердякова помогают обнаружить новые смысловые нюансы, связанные с понятием «карамазовщина» и «смердяковщина». «Гендерологическая многовалентность» Карамазова-старшего, перерастающая в циничное сладострастие, ведет к череде смертей - Лизаветы Юродивой, его самого и Павла Смердякова. Смердяков, являясь наследником не только сладострастного отца, но и Лизаветы Смердящей, связанной с образом Матери-Сырой Земли, в конце романа пытается вернуться к Богу. Но обрести веру ему не дано, и он совершает самоубийство.

Литература

1. Бондаренко Т.А. Антропонимия романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: система, структура, функции: автореф. дис…. канд. филол. наук. Тюмень, 2006. // URL: http://cheloveknauka.com/antroponimiya-romana-f-m-dostoevskogo-bratya-karamazovy-sistema-struktura-funktsii#ixzz5KZbF4Q00].
2. Борисова В.В. Мифопоэтический аспект картины мира в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» // Индивидуальность писателя и литературно-общественный процесс. Межвуз. сб. Воронеж, 1979. С. 91-102.
3. Власкин А.П. К проблеме идеологического контекста в романе Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”: дис. … канд. филол. наук. 10.01.01. Л., 1984.
4. Власкин А.П. Творчество Достоевского и народная религиозная культура. Магнитогорск, Челябинск, 1994. С. 149-154.
5. Власкин А.П. Тихон - Хромоножка - Зосима - Смердящая: догадки и недоумения // Достоевский и мировая культура. № 32, ч. 2. СПб., 2015. С. 52-62.
6. Гизетти А.А. «Гордые язычницы» (К характеристике женских образов Достоевского) // Творческий путь Достоевского. Сб. cт. / под ред. Н.Л. Бродского. Л., 1924. С. 186-196.
7. Двойнишникова Т.Ф. Женские образы Ф. М. Достоевского: итоги и перспективы изучения (на материале русского и англоязычного литературоведения 1970-2000-х гг.): дис. … канд. филол. н. Улан-Удэ, 2006. 239 с.
8. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука. 1972-1990. Все ссылки на тексты Ф.М. Достоевского даются по данному изданию с указанием тома и страницы.
9. Карсавин Л.П. Федор Павлович Карамазов как идеолог любви // О Достоевском: творчество Ф.М. Достоевского в русской мысли 1881-1831 гг. М.: Книга, 1990. С. 264-278.
10. Меерсон О. Четвёртый брат или козёл отпущения ex machina? // Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М.: Наука, 2007. С. 565-604.
11. Тезаурус терминологии гендерных исследований. М.: Восток - Запад: Женские Инновационные Проекты. 2003. URL: http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=98&wordid=817361
12. Шаулов С.С. Структура романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: диахронический аспект: дис.. канд. филол. н. Магнитогорск, 2003. 198 с.
Поступила в редакцию 2019-01-25
Опубликована 2019-04-25
Раздел
Литературоведение
Страницы
217-226