КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СТИХОТВОРЕНИЯ В. КРИВУЛИНА «НА МОТИВ ДОСТОЕВСКОГО» В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ДОСТОЕВСКОВЕДЕНИЯ
Аннотация
Стихотворение В. Кривулина «На мотив Достоевского» переводит впечатление от прозы Достоевского и его биографии на язык визуального опыта, создавая ряд глубоких и загадочных символов. В статье доказывается, что эти символы не сводятся ни к обобщению образности прозы Достоевского, ни к первичным или наиболее глубоким читательским впечатлениям, но представляют собой срез освоения Достоевского в русской интеллектуальной культуре. Обосновывается, что основными источниками стихотворения стали работы Г. Чулкова и В. Шкловского как о Достоевском, так и вообще о русской культуре XIX в.: эти работы широко читались в кругу Кривулина и образовывали общую рамку разговора о культурных достижениях той эпохи. Особенно важна оказалась трактовка Шкловским освещения при киносъемке, что было осмыслено Кривулиным в рамках угаданных им неомарксистских теорий визуальности и понимания исторических процессов. Таким образом, в стихотворении исследуется не столь мир Достоевского как таковой, сколько способность филологии и других гуманитарных наук воспринять достижения Достоевского и обобщить их как факт любого частного сознания. Для Кривулина важен не Достоевский как реформатор прозы или мыслитель, но Достоевский как создатель образности нового типа, парадоксальной и при этом всегда историчной. Позиция Кривулина оказывается близка позиции тех символистов, которые наиболее интимно воспринимали наследие Достоевского, как И. Анненский, и оказывается частью его осмысления истории. Тем самым установление источников образности стихотворения и исследование закономерной трансформации данных источников позволяет уточнить те стратегии визуализации истории, ее визуально-медийного представления, который разрабатывались независимой русской поэзией.
Литература
2. Богданова О.А. «Смирись, гордый человек»: (проблема целостности и раздвоенности человеческой личности в свете христианской антропологии А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского) // Евангельский текст в русской литературе ХVIII - ХХ веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 6 / Отв. ред. В.Н. Захаров. Петрозаводск, 2011. C. 241-256.
3. Завьялов С. Ретромодернизм в ленинградской поэзии 1970-х годов // «Вторая культура». Неофициальная поэзия Ленинграда в 1970-1980-е годы. СПб., 2013. С. 30-52.
4. Касаткина Т. Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М., 2015.
5. Корчагин К. Виктор Кривулин и Михаил Лифшиц: история, коллективность и литературный канон // Новый мир. 2018. №8. С. 171-182.
6. Кривулин В. На мотив Достоевского // Кривулин В. Стихи юбилейного года. М., 2001.
7. Кривулин В. Не только Бродский // Дикое поле. 2004. № 5. URL: http://www.dikoepole.org/numbers_journal.php ?id_txt=223.
8. Тета Е. Виктор Кривулин: Поэт традиции и новизны // Гефтер.ру 2013. 18 июня. URL: http://gefter.ru/archive/ 9082.
9. Чулков Г.И. Как работал Достоевский. М., 1939.
10. Шкловский В.Б. Достоевский // Смена, 1971, №21. С. 69.
11. Шкловский В.Б. Жизнь художника Федотова. М., 1936.
12. Шкловский В.Б. Повесть о художнике Федотове. М., 1965 (Жизнь замечательных людей).
Опубликована 2019-04-25