КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СТИХОТВОРЕНИЯ В. КРИВУЛИНА «НА МОТИВ ДОСТОЕВСКОГО» В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ДОСТОЕВСКОВЕДЕНИЯ

  • Александр Викторович Марков
    • Российский государственный гуманитарный университет
Ключевые слова: Достоевский, Кривулин, независимая русская поэзия, визуальная образность Достоевского, культурный миф Достоевского, петербургский текст, визуальные искусства, визуализация повествования, поэтические впечатления, поэтическое прочтение

Аннотация

Стихотворение В. Кривулина «На мотив Достоевского» переводит впечатление от прозы Достоевского и его биографии на язык визуального опыта, создавая ряд глубоких и загадочных символов. В статье доказывается, что эти символы не сводятся ни к обобщению образности прозы Достоевского, ни к первичным или наиболее глубоким читательским впечатлениям, но представляют собой срез освоения Достоевского в русской интеллектуальной культуре. Обосновывается, что основными источниками стихотворения стали работы Г. Чулкова и В. Шкловского как о Достоевском, так и вообще о русской культуре XIX в.: эти работы широко читались в кругу Кривулина и образовывали общую рамку разговора о культурных достижениях той эпохи. Особенно важна оказалась трактовка Шкловским освещения при киносъемке, что было осмыслено Кривулиным в рамках угаданных им неомарксистских теорий визуальности и понимания исторических процессов. Таким образом, в стихотворении исследуется не столь мир Достоевского как таковой, сколько способность филологии и других гуманитарных наук воспринять достижения Достоевского и обобщить их как факт любого частного сознания. Для Кривулина важен не Достоевский как реформатор прозы или мыслитель, но Достоевский как создатель образности нового типа, парадоксальной и при этом всегда историчной. Позиция Кривулина оказывается близка позиции тех символистов, которые наиболее интимно воспринимали наследие Достоевского, как И. Анненский, и оказывается частью его осмысления истории. Тем самым установление источников образности стихотворения и исследование закономерной трансформации данных источников позволяет уточнить те стратегии визуализации истории, ее визуально-медийного представления, который разрабатывались независимой русской поэзией.

Литература

1. Беневич Г. О композиции, формировании и духе первой книги стихов Виктора Кривулина // Новое литературное обозрение. 2018. Т. 152, № 4. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/ 152/article/ 20032/.
2. Богданова О.А. «Смирись, гордый человек»: (проблема целостности и раздвоенности человеческой личности в свете христианской антропологии А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского) // Евангельский текст в русской литературе ХVIII - ХХ веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 6 / Отв. ред. В.Н. Захаров. Петрозаводск, 2011. C. 241-256.
3. Завьялов С. Ретромодернизм в ленинградской поэзии 1970-х годов // «Вторая культура». Неофициальная поэзия Ленинграда в 1970-1980-е годы. СПб., 2013. С. 30-52.
4. Касаткина Т. Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М., 2015.
5. Корчагин К. Виктор Кривулин и Михаил Лифшиц: история, коллективность и литературный канон // Новый мир. 2018. №8. С. 171-182.
6. Кривулин В. На мотив Достоевского // Кривулин В. Стихи юбилейного года. М., 2001.
7. Кривулин В. Не только Бродский // Дикое поле. 2004. № 5. URL: http://www.dikoepole.org/numbers_journal.php ?id_txt=223.
8. Тета Е. Виктор Кривулин: Поэт традиции и новизны // Гефтер.ру 2013. 18 июня. URL: http://gefter.ru/archive/ 9082.
9. Чулков Г.И. Как работал Достоевский. М., 1939.
10. Шкловский В.Б. Достоевский // Смена, 1971, №21. С. 69.
11. Шкловский В.Б. Жизнь художника Федотова. М., 1936.
12. Шкловский В.Б. Повесть о художнике Федотове. М., 1965 (Жизнь замечательных людей).
Поступила в редакцию 2019-01-25
Опубликована 2019-04-25
Раздел
Литературоведение
Страницы
227-233