СОЗДАНИЕ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ НА УРОКЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ИНОЯЗЫЧНОЙ АУДИТОРИИ

  • Марина Сергеевна Кручинина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: сопровождение образовательной деятельности, художественный текст, предметное содержание, речевая среда, контекст, речевые практики

Аннотация

В статье описывается опыт обучения студентов-иностранцев чтению современной художественной литературы на русском языке (Н. Абгарян, С. Альтов, М. Кучерская, Г. Остер, Л. Петрушевская, М. Трауб). Обучение выстраивается на основе технологии сопровождения образовательной деятельности, разработанной И.Б. Ворожцовой, предполагающей снятие иерархических отношений на уроке и утверждение центральной позиции обучающегося в образовательном пространстве. В ходе обучения студент изучает не авторскую позицию, а иноязычный мир, представленный в художественном тексте: людей, где они живут, в какое время происходит история, чем занимаются герои истории, как выстраивают отношения и общаются друг с другом. Задачей преподавателя становится создание речевой среды, обеспечивающей активизацию образовательной деятельности обучающихся. Данный подход позволяет создать на занятии мультиконтекстуальное пространство, в котором могут обучаться студенты с разным уровнем владения русским языком как иностранным. Результаты обучения положительно сказываются не только на развитии речевых умений, но и на мотивации иностранных обучающихся к чтению художественной литературы.

Литература

1. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: Иностр. лит. 1955. 416 с.
2. Ворожцова И.Б. Высшее филологическое образование: какие компетенции? // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2011. Вып. 4. С. 178-185.
3. Ворожцова И.Б., Урсегова Е.Б. Обучение чтению художественной литературы на русском языке как иностранном: деятельностный подход, читательские и речевые практики // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2015. Т. 25, вып. 3. С. 151-157.
4. Ворожцова Т.Б., Савченко Т.В. Технологии сопровождения образовательной деятельности студентов в работе с текстами художественной литературы // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2011. Вып. 4. С. 186-193.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М: Логос, 2000. 384 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
7. Педагогическое сопровождение образовательной деятельности младших школьников: позиция тьютора, технологии тьюторского сопровождения, подготовка тьюторов: коллективная монография / под ред. И.Б. Ворожцовой. Ижевск: Изд. дом «ERGO», 2011. 143 с.
Поступила в редакцию 2019-01-23
Опубликована 2019-04-25
Раздел
Лингвистика
Страницы
341-348