ВЕРБАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ АВТОРА И ЖАНРООБРАЗОВАНИЕ В ТЕКСТАХ СМИ

  • Раиса Джавхаровна Урунова
    • ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Ключевые слова: дегуманизация СМИ, жанры СМИ, авторизация, речевые структуры, репрезентация автора, речевые включения

Аннотация

В статье рассматриваются способы и вербальные средства репрезентации автора журналистского текста, которые составляют одно из обязательных условий образования жанров средств массовой информации. Под авторизацией в статье понимается сознательное или бессознательное выражение в медиаконтенте личности его создателя, выявляемое посредством анализа конкретных языковых средств. Поскольку публицистика - это сфера личностной, субъективной, документальной, подлинной речи, то авторизация входит в перечень самых актуальных признаков журналистского текста, и поэтому описание репрезентации автора в соответствии с требованиями жанров имеет важное значение для практической журналистики. Для современной медиасферы корректная авторизация контента является проблемой, поскольку в последнее время форма ее выражения в журналистских текстах все больше размывается, что стало одной из главных причин дегуманизации современных СМИ. Особое внимание в статье уделяется тому, каким образом качество и степень проявления характеристик автора регламентируется в текстах, относящихся к разным жанрам. Путем применения комплексного лингвистического анализа подробно описаны специальные вербальные структуры, которые журналисты используют для собственной репрезентации в текстах разных жанров, и которые создают форму авторизации, являющуюся узнаваемым признаком их индивидуального стиля.

Литература


  1.  Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.

  2. Барт Р. Миф сегодня // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Изд. группа Прогресс, 1989. С. 72-130.

  3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.

  4. Бобков А.К. Газетные жанры. Иркутск: Иркутский гос. ун-т, 2005. 86 с.

  5. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. 616 с.

  6. Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: фрагмент прикладной (педагогической) модели языка. М.: МГУ, 2000. 502 с.

  7. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: КомКнига, 2005. 350 с.

  8. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. 613 с.

  9. Клушина Н.И. Гуманистическая концепция современных массмедиа // Знания, мысли, новости. URL: http://www. radnews.ru (дата обращения: 20.06.2017).

  10. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПтб.: Академический проект, 2002. 544 с.

  11. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры: Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века. С.Птб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 376 с.

  12. Солганик Г.Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2001. № 3. С. 74-83.

  13. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: АспектПресс, 2000. 184 с.

  14. Урунова Р.Д. Эксплицитные и имплицитные средства пространственного дейксиса в авторизации художественных текстов М. Шолохова // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2017. Т. 27, вып. 3. С. 441-445.

  15. Хорольский В.В. Гуманизм и дегуманизация в западных СМИ: Противоречия объективизма // «Гуманизация информационного пространства в контексте диалога культур»: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию Ф. Агзамовой. Казань: Изд-во Казанского университета, 2016. С. 216-219.

Поступила в редакцию 2019-03-24
Опубликована 2019-06-25
Раздел
Лингвистика
Страницы
424-430