ОДИНОКИЙ ГОЛОС ФЛАУТИНО ИЛИ ПРИСТРАСТНЫЕ ЗАМЕТКИ О СТИХАХ ИРИНЫ КАДОЧНИКОВОЙ

  • Сергей Алексеевич Панарин
    • ФГБУН «Институт востоковедения РАН»
Ключевые слова: Ирина Кадочникова, искренность, смерть и инобытие, пространственный контекст, благо одиночества, любовь как несвобода, поэзия слова, метафоризация

Аннотация

Ирина Кадочникова - молодой ижевский поэт, автор двух поэтических сборников. Ее поэзию отличает пронзительная искренность, абсолютно преобладает в ней жанр лирического стихотворения. Стихи Ирины могут быть отнесены к философской, пейзажной, любовной лирике; но, независимо от этих делений, ее поэтическому долу довлеет мысль, почти всегда глубоко пережитая. Часто это философское размышление о пространстве, Космосе и растворении в нем, о бытии, инобытии и возможных инвариантах последнего. Центральное место в лирике Ирины занимает утверждение одиночества как единственно верного пути к самопознанию и потому блага более ценного, чем любовь, которая в немногочисленных любовных стихах фактически отождествляется с несвободой. В то же время, благодаря таким качествам поэзии Кадочниковой, как честность поэта с самим собой и отсутствие позы перед читателем, создается впечатление, что чем упорнее звучит в стихах Ирины апология одиночества, тем сильнее они обретают трагический оттенок. Что касается траектории формы от ранних стихотворений к поздним, то она прочерчивается у Кадочниковой очень четко: от некоторой стилистической изощренности - к нарастающей оригинальности и простоте поэтической речи. На всем протяжении творческого пути Кадочникова очень удачно использует метафору, подчас превращая в нее целое стихотворение. Благодаря этим качествам лирики Кадочниковой ее поэзия и обрела в восприятии автора статьи звучание музыкального инструмента флаутино (малой флейты).

Литература


  1. Барт Р. Смерть автора // Р. Барт. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс; Универс, 1994. С. 384-391.

  2. Бурцева Е.А., Хасаншина А.И., Валиева Э.Д. Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена» // Филология и лингвистика в современном мире: материалы Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). [Гл. ред. И.Г. Ахметов]. М.: Буки-Веди, 2017. С. 10-11.

  3. Гинзбург Л. О лирике. Изд. 2-е, доп. Л.: Советский писатель, 1974. 359 с.

  4. Городок смерти Камбарка // ЖЖ, 09.06.2012. URL: https://www.liveinternet.ru/users/ 4214061/post223449587 (дата обращения: 29.07.2018).

  5. Ирина Кадочникова. Полет нормальный // Vk.com. URL: https://vk.com/public109050967 (дата обращения: 12.08.2018).

  6. Ирина Кадочникова // Books and more/ 24.03.2018. URL: https://vk.com/event163697585 (дата обращения: 30.07.2018).

  7. Кадочникова И. Без темы. Стихи. Ижевск: Алкид, 2017. 104 с. URL: http://sludm.com/gallery/kniga_bez_temy.pdf.

  8. Кадочникова И. Единственный полюс. Ижевск: Шелест, 2015. 88 с. URL: https://ru.calameo.com/books/ 004082155472650965114.

  9. Кадочникова И.С. Зеленой памяти речного тростника // Литературная газета. 23.11.2016. № 45 (6576).

  10. Кадочникова И.С. «Музыка сфер» и «крушение гуманизма» в лирике Алексея Сомова // Восточно-Европейский научный вестник. 2016. № 1. С. 53-59.

  11. Кадочникова И.С. Реанимация // Москва. [2017]. Приложения. Конкурс 60+ URL: http://moskvam.ru/ applications/konkurs/konkurs-60-plyus/poeziya/poeziya_834.html (дата обращения: 29.07.2018).

  12. Кадочникова И.С. Удмуртские лексемы в танкетках Александра Корамыслова // Вестник Удмуртского университета. Серия история и филология. Т. 28, вып. 6. С. 890-900.

  13. Как писать научный текст: опыт Школы молодого автора. Учебно-методическое пособие / под общ. ред. С.А. Панарина. 2-е изд., доп. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. 259 с.

  14. Кузнецова И. Поэт и лирический герой: дуэль на карандашах // Октябрь. 20045. №3. URL: http://magazines.russ.ru/ october/2004/3/kuz9.html (дата обращения: 29.07.2018).

  15. Непомнящих Н.А. Мотив воли к смерти в творчестве Бориса Рыжего // Сибирский филологический журнал. 2017. № 2. С. 110-120.

  16. Перевощиков А.П. Камбарка // Удмуртская Республика. Энциклопедия. Ижевск: Удмуртия, 2000. С. 386.

  17. Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Издание М.В. Потебни. Харьков: Паровая литография и Литография Зильберберга и С-вья, 1905. 649 с.

  18. Резидентом может стать каждый // PolyBoly, [20.09.2018]. URL: https://polyboly.com/m/Bn9LEvRnhfb (дата обращения: 15.10.2018).

  19. Роднянская И. Мысли о поэзии в нулевые годы. M.: Русский Гулливер / Центр современной литературы, 2010. 134 с.

  20. Саша Чёрный. Пластика // Поэзия.ру. URL: http://poesias.ru/rus-stihi/stihi-chernyj/stihi-chernyj10202.shtml (дата обращения: 08.08.2018).

  21. Снигирева Т.А. «Уральский звукоряд» поэзии Александра Вавилова // Известия УрФУ. Серия 2. Гуманитарные науки. 2016. Т. 18. № 1 (148). С. 85–94.

  22. Соломатин А. Город Камбарка. Юго-восточная окраина Удмуртии (фоторепортаж). ЖЖ, 24.07.2016. URL: https://solomatin.livejournal.com/570969.html (дата обращения: 29.07.2018)

  23. Сперанский А.В. Камбарка // Уральская историческая энциклопедия. URL: https://slovar.wikireading.ru/66552 (дата обращения: 29.07.2018).

  24. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. М.: Росстат, 2015. Табл. 29. URL: http://www.gks.ru/opendata/dataset/7708234640-ca-08-002 (дата обращения: 29.07.2018).

  25. Шихов В. Четвертая книга. Ижевск: Алкид, 2017. 327 с.

  26. Штраус А.В. Лирический герой в поэзии Д. Воденникова // Вестник Томского гос. ун-та. Сер. Литература. Литературоведение. Устное народное творчество. 2007. Вып. 303. С. 21-24.

  27. Эпштейн М.Н. От знания – к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. М.; СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 480 с.

  28. Bergson, H. L’évolution créatrice. Une édition électronique réalisée à partir du livre L’évolution créatrice. Originalement publié en 1907. Paris: Les Presses universitaires de France, 1959. URL: http://classiques.uqac.ca/ classiques/bergson_henri/evolution_creatrice/evolution_creatrice.pdf. (accesed: 16.10.2018).

  29. Flautino // Treccani. Vocabulario online. URL: http://www.treccani.it/vocabolario/flautino (accessed: 19.10.2018).

  30. Klafkowski P. A Personal look at the three Swedish poets: Carl Michael Bellman, Esaias Tegner, Eric Johan Stagnelius // Studia Rossica Gedanensia. Annual 4, 2017, s. 368-387.

  31. Lasocky D. The Programme // Pamela Thorby Baroque Recorder Concertos. URL: http://www.linnrecords.com/ recording-baroque-recorder-concertos-sacd.aspx (access date: 19.10.2018).

Поступила в редакцию 2019-04-16
Опубликована 2019-06-25
Раздел
Литературоведение
Страницы
505-516