МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ДИНАМИКОЙ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

  • Екатерина Вячеславовна Забелина
    • ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
  • Юлия Владимировна Честюнина
    • ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
  • Ирина Александровна Трушина
    • ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
  • Ольга Сергеевна Дейнека
    • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Ключевые слова: глобализация, ценности, психологическое время личности, модель, активность

Аннотация

Цель настоящего исследования - выявление взаимосвязи и взаимовлияния жизненных ценностей и компонентов психологического времени студенческой молодежи. Частной подцелью стало построение модели психологического времени, обусловленной динамикой универсальных ценностей молодого поколения в период глобализации, а также ее верификация с опорой на метод моделирования структурными уравнениями. Диагностика психологического времени личности проводилась с использованием следующих методик: «Шкала ценности времени как экономического ресурса» Ж. Узюнье (в адаптации Т.А. Нестика), «Опросник временной перспективы» Ф.Зимбардо (в адаптации А. Сырцовой), методика «Временные аттитюды» Ж. Нюттена (в модификации К. Муздыбаева), Шкала полихронных ценностей А. Блюдорна (в модификации Т.А. Нестика) и Шкала общей прокрастинации Лэя (в адаптации Я.И. Варваричевой). Жизненные ценности изучались при помощи методики «Ценностный опросник» Ш. Шварца (адаптация В.Н. Карандашева). Результаты исследования подтверждают положение о тесной взаимосвязи того восприятия человеком времени с нормами, потребностями и ценностями, существующими в глобальном обществе, что свидетельствует о социальном характере времени. Обнаружено четкое разделение предпочитаемых студентами ценностей по критерию проявления активной индивидуальной позиции (власть, достижение, самостоятельность, стимуляция, гедонизм). С помощью метода моделирования структурными уравнениями показана частичная обусловленность предпочитаемых студентами жизненных ценностей особенностями их психологического времени (отношением к настоящему, прошлому, будущему, а также направленностью временной перспективы). Полученный результат подтверждает положение о неустойчивом, подвижном характере ценностей в период глобализации.

Литература

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
2. Баева Л.В. Ценности молодёжи в глобализующемся постнеклассическом обществе // Философия образования. 2005. № 1 (12). С. 33-44.
3. Болотова А.К. Психология организации времени: уч. пособ. Изд-во: Аспект Пресс, 2006. 254 с.
4. Васильковская М. И. Молодежь в контексте глобальных проблем развития мирового сообщества // Всероссийская научно-практическая on-line конференция «Диалог культур: глобализация, традиции и толерантность»: сб. статей. Кемерово, 2009.
5. Гарванова М.З., Гарванов И.Г. Исследование ценностей в современной психологии // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2014. С. 5-20.
6. Гуревич П.С., Спирова Э.М. Идентичность как социальный и антропологический феномен. М.: Канон+. 2015. 368 с.
7. Дейнека О.С. Психология превентивной политики правонарушений экономике и бизнесе: учеб. пособие. Saarbrucken: PalmariumAcademicPublishing. 2013.
8. Егле Л.Ю. Локальные культуры в условиях процесса глобализации: сб. статей // Всероссийская научно-практическая on-line конференция «Диалог культур: глобализация, традиции и толерантность»: сб. статей. Кемерово, 2009.
9. Забелина Е.В., Смирнов М.Г., Честюнина Ю.В. Психологическое время личности в условиях глобализации: постановка проблемы // Universum: психология и образование. 2016. № 9 (27). URL: http://7universum.com/ru/ psy/archive/item/3607 (дата обращения: 28.09.2016).
10. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое изд-во, 2011. 464 с.
11. Карандашев В.Н. К 21 Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
12. Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии / под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1988. С. 216-230.
13. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. Т.21. № 3.
14. Мажуль Л.А. Феномен «время» и проблемные ситуации его познания // Мир психологии. 2011. № 3 (67). С. 16-30.
15. Нестик Т.А. Социально-психологическая детерминация группового отношения к времени: дис. … докт. психол. наук. М. 2015.
16. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности: дис. … канд. психол. наук. М. 2008.
17. Хабибулин Р.К., Дейнека О.С. Феномен постматериалистических ценностей и проблема политической стабильности / Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=17300 (дата обращения: 19.02.2018).
18. Чумаков А.Н. Иосеалини А.Д. Философские проблемы. М.: Университетская книга, 2015. 172 с.
19. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствие национальных различий // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2008. Т.5. № 2. С. 37-67.
Поступила в редакцию 2018-03-26
Опубликована 2018-06-28
Раздел
Психология
Страницы
182-192