ВЛИЯНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА ТИПЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ МОЛОДЫМИ ВРАЧАМИ

  • Мергаляс Мергалимович Кашапов
    • ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
  • Людмила Александровна Савельева
    • ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
Ключевые слова: типы реагирования на конфликт, агрессия, уход, оптимальный тип реагирования, ресурс, система «врач-больной»

Аннотация

В статье впервые предложено диверсификационное понимание оптимального типа разрешения конфликта как стратегии, направленной на снижение социальных и личностных рисков через усиление средств, повышающих ресурс субъекта деятельности. Выбор личностью оптимального типа реагирования рассматривается как критериальный показатель конфликтной компетентности. Обосновано, что когнитивный компонент данной компетентности наиболее тесно связан с выбором оптимального типа реагирования в конфликте. Установлено, что доминирующим типом реагирования на конфликт у ординаторов первого года обучения является «Разрешение». Обнаружены корреляционные связи между симптомами синдрома эмоционального выгорания и способами разрешения конфликтных ситуаций у ординаторов 1-го года обучения. Прикладная ценность исследования заключается в том, что все выявленные типы реагирования на конфликт относятся к динамическим характеристикам, что открывает возможность конструктивного влияния на их развитие со стороны кураторов, отвечающих за повышение профессиональной квалификации ординаторов. Научная новизна характеризуется выделением как когнитивного ресурсного качества умение ординаторов находить и реализовывать «Разрешение» как интеллектуальный творческий потенциал в преодолении конфликтных проблем.

Литература

1. Башкин М.В. Конфликтная компетентность личности: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 242 с.
2. Башкин М.В., Пидченко П.А. Связь самосознания личности в юношеском возрасте с типами её реагирования на межличностный конфликт // Изв. Иркутского гос. ун-та. Серия: Психология. 2017. Т. 21. С. 13-20.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.464 с.
4. Гришина Н.В. Ситуационный подход к разрешению конфликтов. // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2012. № 3. С. 15-21
5. Гришина Н.В. Конфликты в современном мире: к практике работы. // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2012. № 3. С. 3-7
6. Гришина Н.В. Изменения в научном дискурсе конфликта: к понятию конструктивной конфликтности (глава в коллективной монографии) // Психология конструктивной конфликтности личности. Монография / Под ред. проф. А.В. Карпова, проф. М.М. Кашапова. Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. С. 11-26.
7. Карачева И.А. Влияние профессионализации на формирование ведущего типа реагирования. Ярославль: ЯрГУ, 1990. 63 с.
8. Кашапов А.С. Социально-психологическая адаптированность студентов: проблемы и решения: монография. Ярославль: ИПК «Индиго», 2015. 288 с.
9. Кашапов М.М. Формирование творческого мышления на разных этапах профессионализации // Психология и школа, 2008. № 1. С. 64-70.
10. Кашапов М.М. Специфика творческого мышления субъекта // Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А.Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. С. 599-611.
11. Кашапов М.М. Приемы решения предконфликтных ситуаций // Конфликтология: Хрестоматия / сост. Н.И.Леонов. 4-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2011. С. 364-373.
12. Кашапов М.М. Учёт в медиации специфики типов реагирования на конфликт // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2012 № 3. С. 31-41.
13. Кашапов М.М. Специфика метакогнитивного подхода к пониманию конфликтной компетентности // Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под науч. ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. Ярославль, 2012. С. 13-104.
14. Кашапов М.М., Серафимович И.В., Огородова Т.В. Метакогнитивное обоснование ситуативности / надситуативности мышления в качестве критерия оценки решения проблемных ситуаций в коммуникациях // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157, кн. 4. С. 189-202.
15. Кашапов М.М., Шаматонова Г.Л., Кашапов А.С., Отставнова И.В. Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 683-694.
16. Кашапов М.М., Савельева Л.А. Синдром эмоционального выгорания у ординаторов первого года обучения. // Коллекция гуманитарных исследований. Электроннный научный журнал. The Collection of Humanitarian Research. Electronic journal. 2017. N6 (9). С. 104-115. URL: http://www.j-chr.com
17. Леонов Н.И. Конфликт, конфликтность и поведение в конфликте. Ижевск, 2002. 254 с.
18. Леонов Н.И. Онтологический подход в социальной психологии // Ярославский психологический вестник. Вып. 13. Москва; Ярославль: Российское психологическое общество, 2004. С. 30-32.
19. Леонов Н.И. Конфликтология: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2006. 232 с.
20. Леонов Н.И. Методы изучения конфликтов и конфликтного поведения. М., 2013. 220 с.
21. Леонов Н.И., Боровиков Д.А., Леонов И.Н. Виртуальная образовательная среда как площадка реализации инновационных проектов в конфликтологии // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 40-42.
22. Леонов Н.И. Формирование конфликтной компетентности субъектов образовательного процесса // Конфликтология ХХI века. Пути и средства укрепления мира: Материалы II Санкт-Петербургского междунар. конгресса конфликтологов. Санкт-Петербург, 3-4 октября 2014 г. С. 44-47.
23. Леонов Н.И., Кузьмина О.В. Проявление компетентности во времени в трудных жизненных ситуациях // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. 2015. № 17. С. 205-212.
24. Филатова Ю.С. Становление конфликтной компетентности врача терапевта на разных этапах профессионализации // XI Междунар. науч.-практ. конф. «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования». М.; СПб.: Нестор-История, 2015. С. 524-527.
25. Филатова Ю.С., Кашапов М.М. Проявление конфликтной компетентности врачей в зависимости от стажа и квалификационной категории // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сб. материалов юбилейной конф.: в 5 т.: Т. 5 / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М.: Когито-Центр, 2015. C. 387-390.
26. Филатова Ю.С., Яльцева Н.В. Факторы, влияющие на формирование клинического мышления будущего врача на этапе обучения в интернатуре // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сб. материалов юбилейной конф.: в 5 т. Т. 1 / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М.: Когито-Центр, 2015. С. 383-386.
27. Филатова Ю.С., Яльцева Н.В. Взаимоотношения в диаде «врач-больной» у пациентов ревматологического отделения // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сб. материалов юбилейной конф.: в 5 т. Т. 1 / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М.: Когито-Центр, 2015. С. 330-333.
28. Филатова Ю.С, Коршунов Н.И. Особенности конфликтной компетентности врача-терапевта на разных этапах профессиональной подготовки / Образование через всю жизнь // Сб. ст., посвящ. 40-летию института последипломного образования ЯГМУ / Отв. ред. Н.А. Русина. Ярославль: Аверс-плюс, 2015. 200 с. С. 87-92.
29. Филатова Ю.С., Пошехонова Ю.В. Метапознание и коммуникативные характеристики врачей-терапевтов // Ананьевские чтения - 2015: Фундаментальные проблемы психологии: материалы науч. конф., 20-22 октября 2015 г. / отв. ред. В.М. Аллахвердов. СПб.: СПбГУ. Скифия-принт, 2015. 396 с. С. 303-304.
30. Филатова Ю.С., Ю.К. Рескайя Взаимосвязь творческих характеристик личности врача и типов реагирования на конфликт // «Психология в странах АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион): Человеческий фактор развития» Научно-политическое издание. Т 1 (1) 2015. С. 86-90. URL: http://www.psyATR.biz
31. Филатова Ю.С., Рескайя Ю.К. Конфликтная компетентность как фактор формирования коммуникативной компетентности врача на этапе обучения в интернатуре // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сб. ст. Междунар. науч.-практич. конф. В 8 ч. Ч. 3 / Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. С. 114-117.
32. Филатова Ю.С. Волченкова А.А. Факторы, влияющие на формирование коммуникативной компетентности врача терапевта на разных этапах профессиональной деятельности // Психология XXI столетия. Сб. по материалам ежегодного Конгресса «Психология XXI столетия» (Ярославль, 13 - 15 мая 2016) / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль: ЯрГУ, МАПН, 2016. С. 499-501.
33. Филатова Ю.С. Становление профессиональных коммуникативных навыков врача терапевта в период обучения в интернатуре // XII Международная научно-практическая конференция «Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски» / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Перо, 2016. [Электронное издание] ISBN 978-5-906871-45-9 С. 345-348. (355 с.).
34. Филатова Ю.С. Профессиональная деятельность врача-терапевта: проблемы и перспективы // Психология отношения к жизнедеятельности: проблемы и перспективы. Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. 10-13 июля 2016 г. г. Владимир. М.; Владимир: Изд-во «Транзит-ИКС», 2016. С. 199-202.
35. Филатова Ю.С. Эмоциональный интеллект как фактор формирования духовности в процессе профессионализации врача терапевта / Материалы II международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие молодежи: междисциплинарная проблема XXI века». 13-15 октября 2016 года / под ред. Г.С. Прыгина // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. Набережные Челны: Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета. 2016. № 5 (72). С. 374-382. (404 с.). URL: http://kpfu.ru/chelny/science/sets/archive
36. Филатова Ю.С. Коршунов Н.И. Влияние когнитивных особенностей врача-ревматолога на конфликтность в диаде «врач-больной» // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2015. № 6 (35) [Электронный ресурс]. URL: http://www.mprj.ru/archiv_global/2015_6_35/nomer11.php (дата обращения: 12.01.2018).
37. Филатова Ю.С. Метакогнитивные процессы в профессионализации субъекта // Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход / Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. 18-20 мая 2017 г. / Под ред. И.П. Краснощеченко Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2017. С. 563-571.
38. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. 250 с.
39. Thomas K.W. Conflict and Negotiation. Processes in Organizations // Handbook of Industrial and Organizational Psychology. 1992. Vol. 3. P. 889-935.
Поступила в редакцию 2018-03-26
Опубликована 2018-06-28
Раздел
Психология
Страницы
193-201