ОБ ИЗМЕРЕНИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ

  • Константин Рудольфович Сидоров
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: воля, независимые волевые качества, измерение, методы, методики

Аннотация

Обозначается практическая и научная значимость измерения волевых качеств человека в психологии. Рассматривается определение волевых качеств, выделяется семь независимых качеств, которые должны быть положены в основу изучения воли человека, раскрывается их содержание, обсуждаются основные положения в их изучении: комплексный и дифференцированный подходы. Проводится уточнение специфики таких методов изучения независимых волевых качеств как: наблюдение, беседа и интервью, тест-опросник, анализ жизненного пути человека (биографический метод), самооценочные шкалы, эксперимент, проективный метод. Предлагаются и некоторые конкретные методики оценки волевых качеств, возможности их измерения. Отмечается, что в качестве теоретического основания изучения независимых волевых качеств должно использоваться математическое моделирование. Уточняются перспективы исследований психологических свойств независимых волевых качеств и волевых усилий.

Литература

1. Бодалев А.А. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. 440 с.
2. Бодалев А.А. Самое трудное для ленинградцев-блокадников время - осень и зима 1941 - 1942 гг. - как оно вспоминается сейчас? // Мир психологии. 2005. № 2 (42). С. 5-10.
3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: учебное пособие. М.: МГУ, 1985. 104 с.
4. Глазунов Ю.Т. Моделирование целеполагания. Москва - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований, 2012. 216 с.
5. Глазунов Ю.Т. Единица измерения весомости поступка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 7 (в) (июль). URL: http://e-koncept.ru/2016/16134.htm
6. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. О волевых качествах человека и основаниях их выделения // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26, вып. 2. С. 65-73.
7. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. Степень проявления волевых качеств как мера способности преодоления препятствия на пути достижения цели // Сибирский психологический журнал. 2016. № 61. С. 20-33.
8. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. Семейства психологических свойств независимых волевых качеств // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26, вып. 4. С. 50-59.
9. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. Принципы конструирования тест-опросника по определению психологических свойств независимых волевых качеств // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27, вып. 1. С. 72-81.
10. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р, Мурина М.Н. Валидизация тест-опросника определения психологических свойств независимых волевых качеств // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27, вып. 2. С. 152-161.
11. Дембо Т. Гнев как динамическая проблема // Левин К. Динамическая психология / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2001. С. 534-570.
12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. 320 с.
13. Дружинин В.Н. Психология способностей: Избр. труды. М.: Институт психологии РАН, 2007. 541 с.
14. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. CПб.: Питер, 2006. 208 с.
15. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. 288 с.
16. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. 287 с.
17. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000. 368с.
18. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6. С. 118-129.
19. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколва Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 352 с.
20. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Под ред. О.В. Овчинниковой. М: Прогресс, 1979.
21. Сидоров К.Р. Развитие представлений о воле в психологической науке // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. Вып. 2. С. 61-73.
22. Сидоров К.Р. Методика Дембо-Рубинштейн и ее модификация // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Вып. 1. С. 40-42.
23. Сидоров К.Р. Диагностика самооценки. Дембо-Рубинштейн // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Когито-Центр, 2015. С. 579.
24. Сидоров К.Р. О личности и воле в работе А.А. Бодалева «Самое трудное для ленинградцев-блокадников время - осень и зима 1941-1942 г.г. как оно вспоминается сейчас?» // Психология общения: Школа академика А.А. Бодалева. Коллективная монография / Ред. Н.Л. Карпова, В.А. Лабунская, Т.И. Пашукова. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2017. С. 372-375.
25. Сидоров К.Р., Юртаев А.В. Основания создания методики оценки эффективности волевых усилий при решении разноуровневых задач на внимание // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28, вып. 1. С. 94-101.
26. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методические рекомендации. Л.: Ленинградский науч.-исслед. психоневрологический ин-т им. В.М. Бехтерева, 1984. 23 с.
27. Тарабрина Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностранная психология. 1994. Т. 2, № 2 (4). С. 68-76.
28. Чумаков М.В. Опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ). Руководство. НПЦ «Психодиагностика». Ярославль, 2004. 16 с.
29. Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности // Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 169-178.
30. Gardner J. The use of the term “level of aspiration” // Psychol. Rev. 1940. Vol. 47. Р. 59-67.
Поступила в редакцию 2018-02-06
Опубликована 2018-06-28
Раздел
Психология
Страницы
213-219