МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Светлана Владимировна Хусаинова
    • ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем»
Ключевые слова: устойчивость, учебно-профессиональная деятельность, обучающиеся, валидность, надежность

Аннотация

Статья посвящена изучению свойства личности «устойчивость», проявляющейся в учебно-профессиональной деятельности. Автором предложена разработка методики изучения личностно-социальной устойчивости в учебно-профессиональной деятельности. Показаны возможности изучения устойчивости через призму трех компонентов: объектного, личностного и ситуационного. Факторным анализом выявлены типы устойчивости личности: устойчивый, средний (колеблющийся) и неустойчивый. Показаны характеристики неустойчивой личности, подверженной внешнему влиянию; выявление их позволяеит определить условия для выбора направления работы в нужном направлении. Актуальность темы в том, что в настоящее время назрела необходимость в специалистах, устойчивых в выбранной профессиональной деятельности, способных выдерживать нагрузки как вызовов социума, так и собственных внутренних переживаний. Научные исследования показывают, что сегодня система профессионального образования ориентируется на постоянную смену учебных стандартов ФГОС. Психологическая и социокультурная стороны этого процесса порождают издержки и исключают многогранную и интегративную роль системы самоуправления в целостной методологии, которая должна быть направлена на развитие взаимосвязанных элементов в единстве общих свойств и закономерностей. Статья предназначена для психологов, аспирантов и социальных работников в сфере образования.

Литература

1. Мухаметзянов И.Ш., Хусаинова С.В. Анализ психофизиологических характеристик подверженности влиянию (вербовке) учащейся молодежи // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3 (116). С. 113-120.
2. Мухаметзянова Ф.Ш., Камалеева А.Р., Шайхутдинова Г.А., Хусаинова С.В., Шибанкова Л.А. Комплекс диагностического материала: анкеты, опросники, тесты для оценки психолого-педагогического состояния безопасности образовательной среды. Казань: Данис, 2016. 38с.
3. Рягузова Е.В. Личность в социокультурном пространстве: психологические детерминанты взаимодействия // Социально-психологические проблемы современного общества: личность, группа, организация: коллективная монография. Глава 2. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2016. С. 28-55
4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2000. - 350 с.
5. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПб.: Речь, 2002. 67 с.
6. Хусаинова С.В. Методика диагностики личностно-социальной устойчивости учащейся молодежи. Казань: Отечество, 2017. 34с
7. Хусаинова С.В. Тест на определение психического состояния деятельностной тревоги субъекта // Вестник торгово-технологического института. 2010. № 3. С. 308-316.
8. Khusainova S.V., Mishina M.M., Shlychkov V.R., Shlychkova O.N., Redkina E.B., Yusupov V.Z. Research of teachers professional addictions in order to improve the safety of the educational environment // Man in India. 2017. Vol. 97. N 3. P. 467-475.
9. Khusainova S.V., Muskhanova I.V., Yakhyaeva A.Kh., Makarova E.V., Tararina L.I., Shaikhlislamov A.K. Improvement of testing procedures on the basis of students peculiarities identification to self-management // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Vol. 7. N 2. P. 186-192.
Поступила в редакцию 2018-03-26
Опубликована 2018-06-28
Раздел
Психология
Страницы
239-248