ИСТОКИ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УДМУРТИИ

  • Надежда Ивановна Ураськина
    • БУ УР «Научно-исследовательский институт национального образования»
  • Вера Григорьевна Пантелеева
    • БУ УР «Научно-исследовательский институт национального образования»
Ключевые слова: билингвальное образование, содержательное и предметное двуязычие, сбалансированное двуязычие

Аннотация

В статье рассматриваются истоки и современное состояние билингвального образования в системе общего образования Удмуртской Республики. Актуальность исследования определяется, во-первых, тем, что в ретросперспективе осмысливается деятельность удмуртского просветителя и педагога-энциклопедиста Ивана Степановича Михеева (1876 - 1937); во-вторых, оцениваются современные модели сбалансированного двуязычного образования, функционирующие в системе общего образования Удмуртии; в-третьих, анализируются результаты проведенного мониторингового исследования по проблемам билингвального образования. Современные научно-методические теории и педагогическая практика убедительно демонстрируют прогрессивность и новаторство идей И.С. Михеева, в начале ХХ века стоявшего у истоков развития методики двуязычного образования в зарождающихся национальных школах Поволжья. Методическая проблема «истоки - традиции - инновации», касающаяся билингвального образования в этнорегиональном аспекте, рассматривается в работе системно и комплексно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Литература

1. Варданян Т. Особенности двуязычного (билингвального) образования с точки зрения сохранения национальной идентичности. URL: http://www.noravank.am/rus/issues/detail.php?ELEMENT_ID=5067 (Дата обращения: 15.09.2016)
2. Каталог учебников и учебных пособий И.С. Михеева. Казань, 1910.
3. Писатели и литературоведы Удмуртии: Биобиблиографический справочник. Ижевск, 2006. 220 с.
4. Суворова З.В. Педагогические идеи удмуртского просветителя И.С. Михеева. Ижевск, 1990. 94 с.
5. Ураськина Н.И., Бусыгина Л.В. Особенности организации билингвального образовательного процесса в общеобразовательных организациях Удмуртской Республики // Вестник образования и науки Удмуртской Республики. 2016. № 1. С. 32-37.
6. Чиршева Г. Н. Родной и неродной языки в условиях формирования раннего детского билингвизма // Филологический класс. 2014. № 1 (35). С. 101-105.
7. Экспертная оценка основных документов, регламентирующих введение билингвального образования в школах с русским языком обучения в Латвийской Республике. URL: http://skola.ogreland.lv/rusjaz/psihol/_private/ psih015.htm. (Дата обращения: 15.09.2016)
Поступила в редакцию 2018-03-18
Опубликована 2018-06-28
Раздел
Педагогика
Страницы
249-256