ЖИЗНЕННАЯ УСПЕШНОСТЬ КАК МЕТАРЕСУРС В СИСТЕМЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • Наталья Александровна Деева
    • Краснодарский университет МВД России
Ключевые слова: жизненная успешность, метаресурс, саморегуляция, студенчество

Аннотация

В статье ставится актуальная проблема понимания жизненной успешности личности на примере студенчества. Описано понимание жизненной успешности личности с позиций регулятивного и ресурсного подходов как интегративного метаресурса в системе саморегуляции, осуществляющего функцию рефлексивного сопоставления социальных и индивидуальных представлений о жизненной успешности с целью построения собственной жизненной программы. Раскрыто понимание жизненной успешности как механизма, интегрального свойства и состояния. Обозначена прогностическая роль жизненной успешности в жизни личности и общества. Представлена методика исследования и приведены результаты анализа эмпирических данных. Для студенчества показаны общие тенденции и значимые различия в ценностных основаниях, механизмах, личностных детерминантах жизненной успешности в зависимости от уровня получаемого образования.

Литература

1. Абульханова К.А., Славская А.Н. Предисловие // С.Л. Рубинштейн. Бытие и сознание. Человек и мир. М., 2003. С. 6-33.
2. Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Человеческий потенциал студенчества в инновационном развитии России. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2015.
3. Деева Н.А. Жизненная успешность: механизм, свойство, состояние. Контексты понимания // Современные исследования социальных проблем, 2017, Т. 8, № 11. С. 22-46.
4. Деева Н.А. Переживание как механизм оформления ценностно-смыслового содержания успешности жизни современного человека // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXII симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2017. URL: http://www.pirao.ru/about/structure/laboratories/24/karpova/.
5. Дзиов А.Р. Студенчество: проблемы социализации и социального самоопределения: монография / под ред. д-ра философ. наук А.П. Ветошкина. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014.
6. Калашникова С.А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый. 2011. Т. 2., № 8. С. 84-87. URL: https://moluch.ru/archive/31/3534/.
7. Ключников С.Ю. Философия успеха: гносеологический анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2003.
8. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности = The 7 Habits of Highly Effective People: Restoring the Character Ethic. М.: «Альпина Паблишер», 2012.
9. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональ-ный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1.
10. Марков В.Н. Ресурсный подход к психологической диагностике: основные принципы // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2010. № 4. С. 5-10.
11. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. № 1. С. 36-46.
12. Психология саморегуляции в XXI веке / отв. ред. В.И. Моросанова. СПб.; М.: Нестор-История, 2011.
13. Синьковский А.В., Ветвицкая С.М. Студенчество в контексте культуры современного общества // Материалы междунар. науч.-практ. конф. Сер. «Научный вестник», Изд-во: Северокавказское изд-во МИЛ, 2016. С. 91-102.
14. Тульчинский Г.Л. Успех этики успеха // Возвращение этики успеха? Ведомости прикладной этики. Вып. 48 [Под ред. В.И. Бакштановского, О.А. Новоселова] Тюмень: НИИ ПЭ, 2016. С. 27-35.
15. Шаров А.С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2000.
Поступила в редакцию 2018-06-18
Опубликована 2018-09-13
Раздел
Психология
Страницы
297-307