МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БАКАЛАВРОВ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ

  • Алексей Васильевич Ермилов
    • Ивановская пожарно-спасательная академия государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Ключевые слова: курсант, бакалавр, профессиональная подготовка, фактор риска, профессионально значимые качества, модель, профессиональное становление

Аннотация

Успешность ликвидации чрезвычайной ситуации зависит от уровня подготовленности и развитости профессионально значимых качеств кадров МЧС России, что подчеркивает важность совершенствования профессиональной подготовки в вузах МЧС России. В статье рассматривается содержательно-технологическое обеспечение авторской модели формирования профессионально значимых качеств бакалавров в вузах МЧС России. В основе такого обеспечения модели - поэтапное усиление практической направленности учебной деятельности курсантов на моделирование и создание типичных профессиональных ситуаций, а также осуществление подготовки через их призму. Экспериментальная проверка модели осуществлялась на третьем и четвертом году обучения с курсантами - бакалаврами Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России с 2015 по 2017 год. В исследовании участвовали 65 курсантов. Сформированность профессионально значимых качеств была разделена на три уровня: как адаптивный, продуктивный и творческий. Полученные данные показали, что к завершению обучения более, чем 80 % бакалавров от общего числа курсантов экспериментальной группы имеют творческий и продуктивный уровни сформированности профессионально значимых качеств, что позволяет говорить о высоком результате экспериментальной работы.

Литература

1. Балабанов М.А. Первоначальная профессиональная подготовка курсантов в вузе государственной противопожарной службы ГПС МЧС России на основе автоматизированной обучающей системы: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2012. 20 с.
2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий. М.: Наука, 1966. С. 66-72.
3. Волков А.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов образовательных учреждений ГПС МЧС России в процессе изучения специальных дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук. Шуя, 2010. 24 с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. 384 с.
5. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. 432 с.
6. Кузьминых Ю.Н. Педагогические условия формирования гражданского самосознания курсантов вузов войск национальной гвардии РФ // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия, Психология, Педагогика. 2018. Т. 28, вып. 1. С. 105-111.
7. Лепешинский И.Ю., Глебов В.В., Листков В.Б., Терехов В.Ф. Основы военной педагогики и психологии: конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. 180 с.
8. Мардахаев Л.В. Нравственные основы личности современного офицера // Вестник академии военных наук. 2015. № 4 (53). С. 53-58.
9. Марьин М.И., Ефанова И.Н., Поляков М.И. Профессиография основных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России. М.: Изд-во ВНИИПО, 1998. 244 с.
10. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: автореф. дис. … докт. психол. наук. Л., 1982. 51 с.
11. Осипов А.В. Профессионально-важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов-н/Д, 2009. 24 с.
12. Поваренков Ю.П. Системогенетический подход к пониманию профессионально важных качеств субъекта труда // Ярославский педагогический вестник. 2012. №1. С. 232-237.
13. Смирнов В.А. Формирование профессионально-правовой компетентности специалистов противопожарной службы ГПС МЧС России в вузе: автореферат дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 24 с.
14. Шипилов Р.М., Матвеичев В.Н., Ишухина Е.В., Розов В.В. Физическая культура в высших учебных заведениях ГПС МЧС России пожарно-технического профиля (Часть 4): Учеб. пособие. Иваново: Изд-во ООНИ ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России», 2015. 179 с.
15. Шленков А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, принципы, технологии: дис. … докт психол. наук. СПб, 2010. 394 с.
Поступила в редакцию 2018-05-17
Опубликована 2018-09-13
Раздел
Педагогика
Страницы
335-341