СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ЗАДАЧ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

  • Анна Александровна Зобнина
    • ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, университет, общее образование, сетевые программы, предпрофильная подготовка, компетенции

Аннотация

В статье рассмотрен опыт организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений г. Томска и Томской области с Томским государственным университетом (НИ ТГУ). Представлены результаты исследования того, как изменялись содержание, цели и задачи вступления общеобразовательных учреждений в сетевое взаимодействие с вузом за последние 16 лет. Основываясь на проведенных исследованиях, автор статьи доказывает гипотезу об изменении задач сетевого взаимодействия ввиду необходимости преодолеть разного рода дефициты системы общего образования для развития нового уровня компетенций у школьников в старших классах. Цель статьи - провести анализ различных практик сетевого взаимодействия общего образования и высшего, а также проследить изменение содержания и задач взаимодействия образовательных учреждений в разные периоды времени: 2000 - 2008 гг. Период становления сетевых форм взаимодействия в контексте начавшейся программы модернизации российского образования. 2012 - 2016 гг. Период перехода к новым федеральным государственным образовательным стандартам, определившим новые задачи и результаты образования. В статье отражены результаты сравнительного анализа сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений Томской области, операторами которого выступали: Научный образовательный центр «Институт инноваций в образовании» НИ ТГУ (НОЦ) и Региональный центр развития образования Томской области (РЦРО). Материал для анализа был взят из программ мониторинга сетевого взаимодействия [14], материалов конкурса инновационных проектов, а также интервью с учителями и директорами образовательных учреждений.

Литература

1. Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2009. 178с. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 25.03.2016)
2. Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. кол. монография / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2002 342с.
3. Дёмин В.В., Суханова Е.А. Сетевое взаимодействие исследовательского университета и системы общего образования: опыт и перспективы // Информатика и образование № 6. ООО «Образование и информатика», 2015. 64с.
4. Классический университет - инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия (опыт гуманитарного исследования) / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Томск. гос. ун-т, 2008. 262 с.
5. Краснорядцева О.М. Оценка прецедентов взаимодействия вузов и школ для развития инновационного потенциала личности // Взаимодействие вузов и школ для становления Открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: ТМЛ-Пресс, 2013. 304 с.
6. Прозументова Г.Н. Аналитические материалы региональной стратегической команды Томской области // Ключевые проблемы региональных образовательных систем: опыт анализа / под ред. А.М. Моисеева. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. 288с.
7. Прозументова Г.Н., Суханова Е.А. Становление образовательной сети: классический университет - инновационные школы // Современный университет - школа: прецеденты и феномены взаимодействия: кол. монография / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2007. С. 124-157
8. Разработка проектов концепции и программы «Использование потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования и развития Открытого образовательного пространства региона»: Отчет о НИР (заключительный) / НИ ТГУ; рук. Галажинский Э.В. Томск, 2011. 416 с.
9. Сетевое взаимодействие инновационных образовательных учреждений. URL: http://wiki.saripkro.ru/index.php/ (дата обращения: 19.09.2015).
10. Сетевые взаимодействия образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ. Проектирование и управление. / К.Г. Митрофанов и др. М.: Альянс Пресс, 2004 268 с.
11. Современный университет - школа: прецеденты и феномены взаимодействия: кол. монография / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: изд-во Томск. ун-та, 2007. С. 124-157.
12. Соколов В.Ю. Контексты построения сетевых образовательных программ в практике взаимодействия вузов и школ // Вестн. Томск. гос. ун-та № 358. ТГУ, 2012. С. 195-197.
13. Соколов В.Ю., Суханова Е.А. Потенциал сетевых образовательных программ для повышения качества образования и формирования Открытого образовательного пространства региона // Взаимодействие вузов и школ для становления Открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: ТМЛ-Пресс, 2013. 304 с.
14. Суханова Е. А. Разработка и реализация сетевых образовательных программ как проблема организационных изменений в системе образования. // Вестн. Томск. гос. ун-та № 358. ТГУ, 2012. С. 206-210.
15. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
16. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53-ФЗ.
Поступила в редакцию 2016-09-09
Опубликована 2016-12-26
Раздел
Педагогика
Страницы
118-123