ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

  • Роман Иванович Степанов
    • ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт МВД России»
Ключевые слова: личностные качества, профессиональные качества, специалисты-психологи, образовательная организация, профессиональная деятельность, квалификационные требования, формирование качеств, оценка качеств

Аннотация

Работа психолога в сфере правоохранительной деятельности имеет свои особенности: специфическую нормативную регламентацию и наличие субординации при взаимодействии с руководством и объектами профессионального внимания. Автор статьи доказывает необходимость учета этих особенностей в процессе формирования личностно-профессиональных качеств у будущих специалистов-психологов в период получения ими высшего образования. Собственное мнение о степени значимости тех или иных личностных качеств, необходимых будущему психологу для успешной профессиональной реализации при работе в сфере правоохранительной деятельности, нуждается в корректировке. Необходима экспертная оценка значимости личностно-профессиональных качеств всеми основными участниками психолого-педагогического процесса, в котором участвует психолог органа внутренних дел (практические психологи, сотрудники и руководители органов внутренних дел). Особенности служебной деятельности в правоохранительной сфере создают дополнительные сложности в процессе адаптации психологам, не имеющим опыта обучения в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Литература

1. Верняева Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога: дис. … канд. психол. наук: 13.00.08. СПб., 1997. 200 с.
2. Гоноболин Ф.Н. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ. М., Просвещение, 1965. 260 с.
3. Караваев А.Ф., Петров В.Е. Психологическое обеспечение формирования и развития личности. М.: Щербинская типография, 2006. 144 с.
4. Марьин М.И., Петров В.Е., Кузнецова О.В. Психологическая служба в системе управления органами внутренних дел: учеб. пособие. М.: Академия управления МВД России, 2012. 66 с.
5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. 216 с.
6. Организация психологической работы с личным составом ОВД: учеб. пособие / сост. А.М. Небольсин. М.: ДГСК МВД России, 2012. 144 с.
7. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / М.А. Буланова-Топоркова, С.И. Самыгин и др. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
8. Петров В.Е. Система психологического обеспечения профессиональной деятельности в МВД России: (генезис и перспективы развития). М.: Щербинская типография, 2007. 208 с.
9. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 34 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030301 психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист»). Приложение, утвержденное Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 67: URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ea-pravila/t2w.htm (дата обращения: 14.08.2016).
11. Цыбульникова К.А. Личностно и профессионально значимые качества современного преподавателя современного вуза. URL: http://www.scienceforum.ru/ 2014/761/2484 (дата обращения 17.08.2016).
12. Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения: Учеб. пособие для преподавателей и студентов. М.: Моск. пед. ун-т., 1998. 63 с.
Поступила в редакцию 2016-10-07
Опубликована 2016-12-26
Раздел
Педагогика
Страницы
140-144