БЫТИЕ СОЦИАЛЬНОГО В ПОЛЕ ПРАВОВОЙ ДИСКУРСИВНОСТИ

  • Алексей Владимирович Яркеев
    • Удмуртский филиал Института философии и права, Уральское отделение Российской академии наук
Ключевые слова: социальное бытие, правовой дискурс, чрезвычайное положение, голая жизнь

Аннотация

В статье рассматривается социальное бытие в структурах правового дискурса. Правовой дискурс понимается как один из способов существования языка. Невозможность фактического предъявления социальной целостности свидетельствует о ее бытии не «по факту», но «по праву». Целостность социального бытия реализуется в точке тождества права и языка. Субстанциализация и объективация языковых конструкций приводит к дуализму «язык/действительность», который «разрывает» тождество права и жизни. В результате правовая система распадается на чистое существование права, не имеющего отношения к жизни, и голую жизнь, не имеющую отношения к праву. Дискурсивное единство рассыпается на абсолютный субъект, объект и язык. Язык превращается в средство управления субъекта объектом. Правовое управление жизнью находит свое крайнее выражение в существовании концлагеря как места, в котором абсолютный правопорядок неотличим от абсолютного бесправия и беззакония. Концлагерь как предельная ситуация человеческого существования предъявляет чистое бытие языка как границы, отделяющей человека от животного. Выход за пределы языка тождествен смерти человека. Языковой поворот, выступающий условием сохранения человеческой жизни, предполагает возвращение мыслящего и говорящего субъекта в пространство правовой дискурсивности.

Литература

1. Агамбен Дж. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель. М.: Европа, 2012. 192 с.
2. Арендт Х. О революции. М.: Европа, 2011. 464 с.
3. Бадью А. Политика: неэкспрессивная диалектика // Бадью А. Загадочное отношение философии и политики. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2013. 112 с.
4. Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М.: РГГУ, 2012. 288 с.
5. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, Изд-во «КДУ», 2009. 387 с.
6. Бушмакина О. Proxima: Славой Жижек. Семинары 2007-2008. Ижевск: ERGO, 2010. 144 с.
7. Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Минск: Экономпресс, 2001. 320 с.
8. Делёз Ж. Логика смысла. М.: Академический проект, 2011. 472 с.
9. Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М.: ПЕР СЭ, 2001. 480 с.
10. Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академический проект, 2000. 495 с.
11. Жижек С. О насилии. М.: Европа, 2010. 184 с.
12. Лакло Э. Невозможность общества. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/kofr/2002/2002_14.htm
13. Рансьер Ж. На краю политического. М.: Праксис, 2006. 240 с.
14. Шадрин А. Герменевтика смысла социально-философской дискурсивности: монография. Ижевск: Удмуртский университет, 2009. 142 с.
15. Шеллинг Ф. Сочинения в 2 т.: М.: Мысль, 1989. 636 с.
16. Шмитт К. Политическая теология. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000. 336 с.
Поступила в редакцию 2016-07-15
Опубликована 2016-09-26
Раздел
Философия. Социальная философия
Страницы
14-21