ФАКТОР ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЗРАСТНОЙ ИНВОЛЮЦИИ ПРОЦЕССОВ МЫШЛЕНИЯ

  • Юлия Владимировна Мишина
    • ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова»
  • Ильдар Масгудович Юсупов
    • ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова»
Ключевые слова: пожилые люди, когнитивные функции, образование, характер труда

Аннотация

Актуальность исследования: население страны с каждым десятилетием стареет. Когнитивный ресурс, требуемый в современной деятельности, подвержен естественному психофизиологическому старению. В силу этого квалифицированные работники умственного труда оказываются помимо своей воли за порогом активной жизни. Психологическая проблема заключается в том, чтобы выявить когнитивный ресурс у старшего поколения, чтобы продлить их продуктивную умственную активность. Изучалась сохранность когнитивных функций пожилых людей. Выборка составила 82 пожилых человека с высшим образованием и 240 человек со средним образованием. Методы исследования - возрастные срезы когнитивных функций, корреляционный и факторный анализы. Обработка проведена программой «IBM SPSS Statistics 22». Выводы: процессы мышления в норме подвержены возрастной инволюции. У специалистов с высшим образованием регресс протекает менее интенсивно и стабилизируется в возрастном периоде 50-60 лет. Регресс детерминирован как образованностью субъекта, так и длительной умственной деятельностью.

Литература

1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 136 с.
2. Анисимов В.Н. Молекулярные и физиологические механизмы старения: в 2т. СПб.: Наука, 2008. Т. 1. 481 с.
3. Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни. Психология развития. СПб.: Питер, 2001. С. 436-459.
4. Богомолец А.А. Продление жизни. Киев: Изд-во АН УССР, 1940. 144 с.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
6. Давыдовский И.В. ГеронтологияМ.: Медицина, 2002. 300 с.
7. Москалев, А.А. 120 лет жизни -только начало: Как победить старение? М.: Эксмо, 2015. 320 с.
8. Суханов А.В., Слесова О.В., Дума С.Н. Состояние когнитивных функций и изменения в эмоциональной сфере при психоорганическом синдроме у пожилых жителей Новосибирска // Мир науки, культуры образования, 2014. № 1 (44). С. 345-347.
9. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л.: Наука, 1988. 239 с.
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
11. Hayflick L.H. How and why we age. N-Y: Ballantine Books, 1994. 300 p.
Поступила в редакцию 2016-05-13
Опубликована 2016-09-26
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
98-102