ВЛИЯНИЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УВЕРЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ В СЕБЕ

  • Константин Юрьевич Плотников
    • МАОУ Центр образования № 47 г. Иркутска
  • Михаил Юрьевич Кузьмин
    • ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»
Ключевые слова: общеобразовательная школа, подростковый возраст, пение, уверенность в себе, лонгитюдное психологическое исследование

Аннотация

Рассматривая проблему развития уверенности в себе в рамках теории я-концепции, через когнитивную и регулятивную функцию психической деятельности, авторы представляют итоги лонгитюдного (в 5-8 классах общеобразовательной школы) исследования того, как влияют занятия вокалом на развитие уверенности подростка в себе. Указаны использованные методики(«Семантический дифференциал» и «Двадцать утверждений»), регламент формирования экспериментальных и контрольных групп (выборка - 120 школьников), проанализированы статистические данные, согласно которым более значительные позитивные изменения показателей (динамика самоидентичности; выраженность личностного компонента идентичности; соотношение нейтральной, положительной и негативной оценки; факторы семантического дифференциала) зафиксированы у школьников, занимавшихся певческой деятельностью (по сравнению с теми, кто ею не занимается). Подтверждая выдвинутую гипотезу о возможности развития уверенности в себе у подростков, занимающихся вокалом, авторы делают выводы, применимые в методике обучения музыке, построенной на использовании данного вида музыкальной деятельности не только в системе общего, но и дополнительного, а также инклюзивного образования.

Литература

1. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии как средство мониторинга образовательных продвижений учащихся общеобразовательной школы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 19. С. 236-239.
2. Кузьмин М.Ю. Динамика идентичности в подростковом возрасте // Известия Иркутского гос. ун-та. Сер. Психология. 2015. Т. 13. С. 25-35.
3. Кузьмин М.Ю. Проблема анализа методики «Двадцать утверждений» М. Куна и Т. Макпартленда при помощи процедуры многомерного шкалирования // Известия Иркутского гос. ун-та. Сер. Психология. 2015. Т. 11. С. 15-26.
4. Леонов Н.И., Главатских М.М. Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход // Известия Саратов. ун-та. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. № 1-1. С. 55-60.
5. Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2010. 440 c.
6. Плотников К.Ю. Информационные технологии в образовании: уроки музыки в общеобразовательной школе: в 2 ч.: Ч. I: Инновационная образовательная программа. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. 229 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24835905.
7. Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии и мониторинг музыкального развития учащегося // Вестник Иркутского гос. технич. ун-та: Научный журнал. 2013. № 3 (74). С. 212-217.
8. Плотников К.Ю. Потенциал певческой деятельности в развитии у подростка уверенности в себе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). С. 161-170. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2016.23.161.
9. Плотников К.Ю. Предметные результаты освоения образовательной программы по музыке (5-8 классы общеобразовательной школы) // Инновационная наука. 2016. № 3. Ч. 2. С. 171-176.
10. Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 192 с.
11. Соловьева О.В., Папура А.А. Феномен уверенности: понятие, подходы, составляющие // Сибирский психологический журнал. 2010. № 38. С. 63-65.
Поступила в редакцию 2016-04-30
Опубликована 2016-09-26
Раздел
Педагогика
Страницы
122-127