КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ «ФИННО-УГОРСКИХ» РЕСПУБЛИК ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ

  • Ольга Анатольевна Богатова
    • ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
Ключевые слова: социальная идентичность региона, республики в составе России, имидж региона, брендинг мест, финно-угорский мир

Аннотация

В статье анализируется основное содержание социального имиджа «финно-угорских» республик в составе Приволжского федерального округа РФ, предназначенные для презентации социальной идентичности этих регионов в российском информационном пространстве, на примере федеральных изданий, освещающих региональную проблематику: журналов «Российская Федерация сегодня» и «Региональная Россия». Автор выявляет основные компоненты социального имиджа республик Марий Эл, Мордовии и Удмуртии в публикациях данных журналов, оценивает вклад в его формирование различных социальных агентов - органов власти республик, бизнес-субъектов, российских политических и символьных элит, а также взаимосвязь содержания социальных образов республик с интересами конкретных социальных субъектов. С точки зрения автора, при наличии осознанной стратегии медийного позиционирования республики наибольшую заинтересованность в акцентуации этнокультурных компонентов республиканской идентичности проявляют их политическое руководство, заинтересованное в конструировании и поддержании особой социальной идентичности региона как объекта управления, а также представители федерального экспертного сообщества, заинтересованные в поддержании центро-периферийной дистанции. При этом имиджевые стратегии, разработанные различными республиками, как это демонстрируют Мордовия и Удмуртская республика, могут существенно различаться. Автор отмечает также корреляцию между сознательным формированием руководством Мордовии ее имиджа как аграрно-индустриальной «внутренней периферии» и более высокой степенью этнизации этого образа, в отличие от сознательной деактуализации этнических проблем в процессе формирования образа Удмуртской республики как урбанизированного индустриального региона.

Литература

1. Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов М.: ООО «Изд-во “Добрая книга”», 2010. 232 с.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. Е. Руткевич. М.: Изд. центр «Academia»; Изд-во «Медиум», 1995. 323 с.
3. Панкрухин А.П. Бренды и брендинг // Практический маркетинг. 2011. № 4 (170). С. 5-15.
4. Культура и пространство: историко-культурные бренды и образы территорий, регионов и мест / под ред. В.К. Мальковой, акад. В.А. Тишкова. Ростов н/Д: Издательство ЮНЦ РАН, 2012. 312 с.
5. Эткинд А., Уффельман Д., Кукулин И. Внутренняя колонизация России: между практикой и воображением // Там, внутри: практики внутренней колнизации в культурной истории России: сб. ст. / под ред. А. Эткинда, Д. Уффельмана, И. Кукулина. М.: НЛО, 2012. С. 6-50.
6. Вахитов Р. Этносословия в советском обществе // Отечественные записки. 2012. № 1. // URL: http://www.intelros.ru/ readroom/otechestvennye-zapiski/o1-2012/14850-etnososloviya-v-sovetskom-obschestve.html
7. Зубаревич Н.В. Современная Россия: география с арифметикой // Отечественные записки. 2012. № 1. URL: http://www.intelros.ru/readroom/otechestvennye-zapiski/o1-2012/14834-sovremennaya-rossiya-geografiya-s-arifmetikoy.html
8. Бусыгина И.М. Политическая модернизация государства в России: необходимость, направления, издержки, риски / Ирина Бусыгина, Михаил Филиппов. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2012. 224 с.
9. Малькова В.К., Тишков В.А. Культура и пространство Книга первая. Образы российских республик в Интернете. М.: ИЭА РАН, 2009 // URL: http://valerytishkov.ru /engine/documents/document1316.doc.
10. Тимофеев М. Ю. Города и регионы как постиндустриальные бренды // Лабиринт. Журн. соц.-гуманит. исслед. 2013. № 5. С. 29-40.
11. Румянцев Е. Шумбрат, Мордовия! // Российская Федерация сегодня. 2014. № 15. С. 20-25.
12. Встреча на Шайговской земле // Трудовая правда (Старошайговский район). 1 декабря 2011 г. / Кулят инфо. Информационный портал Республики Мордовия. URL: www.kulyat.info/news/view/10873-vstrecha-na-shajgovskoj-zemle.html
13. Еремин В., Инякин Ю. Шумбрат, Мордовия! // Российская Федерация сегодня. 2005. № 4. С. 39-54.
14. Хренов Ю. Русские и мордва - 1000 лет вместе! // Российская Федерация сегодня. 2006. № 16. С. 14-19.
15. Красотин В. Год семьи в Республике Мордовия // Российская Федерация сегодня. 2008. № 5. С. 28-30.
16. Тарья Халонен, президент Финляндии: “Это был фантастический для меня день” // Российская Федерация сегодня. 2007. № 15. С. 34-35.
17. Волков А. Из нашей стали веками льют и меч, и щит, и молот // Российская Федерация сегодня. 2008. № 16. С. 39-42.
18. Дюгуров А. «Ижсталь»: курсом развития // Российская Федерация сегодня. 2008. № 16. С. 46.
19. Балакин В. У Ижевска есть все, чтобы быть успешным // Российская Федерация сегодня. 2008. № 16. С. 43.
20. Семенов И. «Янош, ты не прав!» // Российская Федерация сегодня. 2005. № 20. С. 43.
21. Жулина М. Ну что греха таить, Республика Мордовия, конечно, не обладает таким мощным туристическим потенциалом, как соседние регионы… // Региональная Россия. 2015. № 1. С. 58.
22. Ильина И. Портрет российского общежития // Региональная Россия. 2012. № 3-4. С. 96-110.
23. Кудрявцев Г. «Аксион»: 80 лет на благо Отечества // Региональная Россия. 2013. № 4. С. 67-69.
24. Тиганов П. Выполняя ответственные задачи // Региональная Россия. 2014. № 1-2. С. 43.
25. Щеглов А. Нам необходимы региональные институты развития // Региональная Россия. 2012. № 1-2. С. 42-43.
26. Владимирова Н. Виталий Макаров: уверенный взгляд в будущее // Региональная Россия. 2013. № 1-2. С. 82-87.
27. Шалагин С. Обыкновенное чудо // Региональная Россия. 2013. №1-2. С. 88-91.
28. Семенченко К. Как «Бурановские бабушки» звездами стали // Региональная Россия. 2012. № 3-4. С. 72-73.
Поступила в редакцию 2016-02-16
Опубликована 2016-06-24
Раздел
Философия. Социальная философия
Страницы
7-17