ОДАРЕННОСТЬ, МОТИВАЦИЯ, УСПЕВАЕМОСТЬ: ТРУДНОСТИ И КОНФЛИКТЫ

  • Людмила Ивановна Акованцева
    • ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
Ключевые слова: одаренные дети, трудности одаренных учащихся, психологическое благополучие, концепция и технология личностно-профессионального развития учителя, полисубъект «учитель - одаренный ученик»

Аннотация

Современное состояние психологии одаренности, и в отечественной, и в зарубежной науке характеризуется крайней фрагментарностью, дискуссионностью и разнообразием подходов и направлений. Тем не менее, в ней можно выделить два направления: одаренность выдающихся людей и одаренность детей. Многие авторы предлагают определять детскую одаренность лишь как потенциал: благоприятные внутренние условия для будущих высоких достижений. В многочисленных исследованиях показано, что одаренные дети для раскрытия своего высокого потенциала нуждаются в обучении, соответствующем их особым познавательным возможностям, потребностям и интересам. В большинстве европейских стран одаренные учащиеся обучаются в обычных классах массовой школы. Цель нашего исследования - выявить одаренных обучающихся и определить уровень их мотивации, успеваемости, психологического благополучия/неблагополучия. В исследовании показано, что психологическое благополучие учащихся представляет собой специфическое эмоциональное состояние, обусловленное переживанием состояния защищенности, комфорта, отсутствием тревожности, страха, фрустрации и стрессов. Показатели психологического благополучия учащихся - отсутствие страха перед педагогами; самостоятельность и независимость учащихся от мнения окружающих; успешное построение взаимоотношений со сверстниками; удовлетворенность условиями школьной среды; низкий уровень тревожности, напряженности и стрессов. Эти показатели зависят от характера общения и взаимодействия учителя и учащихся, а также от способности педагога поддержать творческую (креативную) атмосферу на уроке. На основе концепции личностно-профессионального развития нами разработана и внедрена в образовательный процесс школы специальная коррекционно-развивающая программа «Учитель - Одаренный ребенок».

Литература

1. Акованцева Л.И. Психолого-педагогические особенности учителя, работающего с одаренными детьми // Материалы ХI Междунар. науч.-практ. конф. «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования» / под ред. Л.М. Митиной / Психологич. ин-т РАО. М.; СПб.: Нестор-История, 2015.
2. Акованцева Л.И., Барцевич В.Н. Психологические особенности работы с педагогами в процессе внедрения в образовательное пространство программы исследовательской деятельности одаренных учащихся // Сб. науч. докл. «Теория и практика психолого-педагогической подготовки специалиста в университете». Габрово (Болгария): изд-во «ЕКС-ПРЕС», 2015.
3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.
4. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография // М.; СПб: Нестор-История, 2014.
5. Митина Л.М., Акованцева Л.И., Барцевич В.Н., Колмакова И.Г., Митин Г.В. Исследование психологических особенностей субъектов инклюзивного образования с учетом международного опыта // Материалы ХI Междунар. науч.-практ. конференции «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования» / под ред. Л.М. Митиной / Психологич. ин-т РАО. М.; СПб.: Нестор-История, 2015.
6. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. М.: ЧеРо; Изд-во «Омега-Л», МПСИ, 2008.
7. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2004.
8. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.
Поступила в редакцию 2016-03-18
Опубликована 2016-06-24
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
32-36