КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКА В СИТУАЦИИ КИБЕРБУЛЛИНГА

  • Александр Аркадьевич Баранов
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Светлана Валерьевна Рожина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: кибербуллинг, буллинг, копинг-стратегии, личность подростка, психика, совладание

Аннотация

В ходе глубокого анализа психолого-педагогической литературы и современных исследований авторы раскрывают понятие «кибербуллинг», рассматривая этот феномен с психологической точки зрения в рамках стрессологического подхода. Описываются отличия кибербуллинга от традиционного буллинга, распространенного в образовательной среде: действия происходят в виртуальной реальности; кибербуллинг не поддается контролю ни со стороны обидчика, ни со стороны жертвы; обидчик может не осознавать последствий своих действий и того что является обидчиком, так как виртуальное пространство воспринимается как нечто «ненастоящее»; в кибербуллинге наблюдается дисбаланс сил - жертвой может быть любой человек, независимо от социального статуса, и др. Авторы делают акцент на необходимости развить особые копинг-стратегии, релевантные кибербуллингу, при этом уделяя внимание в основном детям подросткового возраста, как наиболее подверженным кибербуллингу в силу возрастных особенностей.

Литература

1. Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. М.: Изд-во АСТ, 2002. 422с.
2. Бердышев И.С. Жестокое обращение в детской среде. URL: http://ahtidrug.ru/pdf/berdushev.pdf (дата обращения: 12.02.15).
3. Войскунский А.Е. Киберпсихология как раздел психологической науки и практики. URL:: http://lib.herzen.spb.ru/ media/magazines/contents/2/2013_4/voyskunskiy_4_13_88_90.pdf
4. Завьялова З.С. Самоидентификация личности в условиях сетевых коммуникаций: постановка проблемы // Гуманитарная информатика. 2012. № 4. URL: http://huminf.tsu.ru/jurnal/vol4/zzs_samoident/ (дата обращения: 8.02.15).
5. Крюкова Т.Л. Совладающее с трудностями поведение в семье // В.М. Бехтерев и современная психология / под ред. Л.М. Попова. Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий». Вып. 3. Т. 2. С. 391-399.
6. Левченко В.О. Психологические стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков: автореф. дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 2010. 23 с.
7. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 1997. 240с.
8. Митина Л М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие. М.: Академия, 2005. 362 с.
9. Найденова Л. Кибер-буллинг: опасное виртуальное «быкование». URL: http://psyfactor.org/lib/cyber-bullying.htm ???history=8&sample=4&ref=0 (дата обращения: 12.12.2011).
10. Осипов И.С. Кибербуллинг и его влияние на психическое здоровье подростка. URL: http://www.rae.ru/ forum2012/275/1643.
11. Пользователи интернета в России. URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 15.01.2015).
12. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 1. С. 82-118.
13. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: автореф. дис. … канд. психол. наук. Пермь, 1992. 48 с.
14. Толотов А.С. Агрессивное поведение подростков в социальных сетях. URL: https://www.b17.ru/article/22892/.
15. Урван Парфентьев. Тренды цифровой безопасности URL: http://ru-bezh.ru/urvan-urvanovich-parfentev/9895-trendyi-czifrovoj-bezopasnosti-(po-itogam-cybersecurityforum-201.
16. Фролова С.В., Сенина Т.В. Стресс-совладающее поведение подростков в различных социально-психологических ситуациях // Проблемы социальной психологии личности. Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2005. С. 10-14.
17. Ano G.G., Vasconcelles E.B. Religious coping and psychological adjustment to stress: a meta-analysis. J Clin Psychol. 2005 Apr; 61 (4): 461-80.
18. Belsey B. Cyberbullying: An Emerging Threat to the «Always On» Generation URL: http://www.cyberbullying.ca/ pdf/Cyberbullying_Article_by_Bill_Belsey.pdf.
19. Heim M. The Metaphysics of virtual reality // Virtual reality: theory, practice and promise / Ed. Sandra K. Helsel and Judith Paris Roth. Meckler. Westport and London, 1991.
20. Richard S. Lazarus, PhD, Susan Folkman Stress, Appraisal, and Coping. 1984.
21. Kowalski R.M., Limber S.P., Agatston P.W. Cyberbullying: Bullying in the Digital Age, 2nd Edition, 2012.
22. Shariff S. Cyber-Bullying: Issues and Solutions for the School, Northbrook, Prime Publishing LLC, 2008.
23. McQuade S.C. III, Colt J.P., Meyer N.B.B. Cyber Bullying Protecting Kids and Adults from Online Bullies, 2009.
Поступила в редакцию 2016-02-15
Опубликована 2016-06-24
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
37-46