ОБ ИНТЕГРАЦИИ ТЕОРИЙ И ПОДХОДОВ К ЦЕЛОСТНОМУ ПОЗНАНИЮ ЧЕЛОВЕКА

  • Бронислав Александрович Вяткин
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
  • Марат Родионович Щукин
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Ключевые слова: субъект, субъектный подход, активность, индивидуальность, стиль, интеграция, триада, полисистемное взаимодействие

Аннотация

Цель исследования: через интеграцию теорий субьекта, индивидуальности и стиля к познанию человека обосновать, что стиль выступает как субъектная характеристика индивидуальности, а субъект представляет собой высший уровень интеграции индивидуальных, в том числе активностных, характеристик человека. Задача исследования: показать, что системы «субъект», «интегральная индивидуальность» и «стиль» образуют триединство. Данная триада обеспечивает функционирование трех образующихся полисистем: «субъект-индивидуальность», «субъект-стиль», «индивидуальность-стиль». При таком подходе стиль человека правомерно рассматривать как субъектную характеристику его индивидуальности. Таким образом, обеспечивается наиболее полное познание человека.

Литература

1. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2, № 4. С. 3-21.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 341 с.
3. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.
4. Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992. С. 36-55.
5. Вяткин Б.A. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. 357 с.
6. Вяткин Б.А. Homo activus (человек активный) как научный продукт интегрального исследования индивидуальности в Пермской психологической школе // Активность-индивидуальность-субъект. XXIII Мерлинские чтения: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием, посвящ. 110-летию со дня рождения В.С. Мерлина. Пермь, 2008. С. 16-17.
7. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 3. С. 125-141.
8. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Человек-стиль-социум: полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве: монография. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. 107 с.
9. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Психология стилей человека: учеб. пособие / Рос. акад. образ.; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь: Книжный мир, 2013. 128 с.
10. Дерманова И.Б. Субъект, личность, индивидуальность // Субъектный подход в психологии / под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 82-93.
11. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы: монография. М.: Смысл, 1993. 456 с.
12. Исмагилова А.Г. Психология педагогического общения: полисистемное исследование: монография. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2003. 271 с.
13. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы: к психологическим основам научной организации труда, учения, спорта. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1969. 280 с.
14. Либин А.В. Дифференциальная психология: наука о сходстве и различиях между людьми. М.: Эксмо, 2008. С. 148-174.
15. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности (главы из монографии) // Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1968.
16. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
17. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: учебное пособие. Пермь. ПГПИ, 1988.
18. Полисистемное исследование индивидуальности человека / под ред. Б. А. Вяткина. М.: ПЕР СЭ, 2005.
19. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. М.: Смысл, 2011.
20. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М, 1973.
21. Рябикина В.И. Теоретико-эмпирическая интерпретация личности с позиции психологии субъекта А.В. Брушлинского // Субъектный подход в психологии. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 525-538.
22. Самбикина О.С. Психолого-педагогическое сопровождение формирования индивидуального стиля учебной деятельности школьников при переходе от одной ступени общего образования к другой // Материалы X Всерос. науч.-практ. конф. «Психология образования». М., 2014. С. 311-314.
23. Сергиенко Е.А. Континуально-генетический принцип становления субъекта // Субъектный подход в психологии. М.: Институт психологии РАН, 2009. С.50-64.
24. Субъектный подход в психологии / под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2009.
25. Толочек В.А. Проблемы стилей в психологии: Историко-теоретический анализ. М.: Институт психологии РАН, 2013.
26. Щукин М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы // Психологический журнал. 1995. Т.16, № 2. С.103-113.
27. Щукин М.Р. Полисистемная характеристика структуры и развития стиля деятельности // Полисистемное исследование индивидуальности человека / под ред. Б.А. Вяткина. М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 17-49.
Поступила в редакцию 2016-03-18
Опубликована 2016-06-24
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
47-57