ШКОЛЬНОЕ НАСИЛИЕ: РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
Аннотация
Одна из центральных проблем школы, без решения которой в настоящее время практически невозможно личностно-профессиональное развитие субъектов образования - проблема насилия. Наиболее распространены в современных школах такие формы насилия, как индивидуальная и групповая агрессия, буллинг, моббинг, жестокое обращение с одноклассниками, оскорбления, случаи шантажа, вымогательства, угрозы применения физического насилия и др. В отечественной науке сложились пять подходов к проблеме насилия: первый составляют социально-философские, психологические и педагогические исследования; второй - исследования, посвященные профилактической работе в данной среде; третий - исследования, посвященные изучению и разработке обучающих и социально-педагогических технологий, используемых в коррекционной работе с детьми; четвертый - исследования, анализирующие отдельные причины проявления насилия в образовательном процессе; пятый - работы последних лет, в которых с позиции системного личностно-развивающего подхода изучается воздействие личностных характеристик учителя, способствующих психологическому благополучию учащихся и препятствующих проявлениям школьного насилия. В русле такого подхода разработана и реализована коррекционно-развивающая программа «Профилактика и коррекция профессиональных деформаций учителя». Следствием участия педагогов в этой программе явились статистически значимые положительные сдвиги по различным шкалам самоактуализационного теста (поддержки, ценностных ориентаций, гибкости поведения, спонтанности, самоуважения, контактности, познавательных потребностей) и по шкале интернальности, что является показателем способности педагогов создавать условия психологического благополучия и безопасности учащихся, как средства профилактики и преодоления школьного насилия.
Литература
2. Митин Г.В. Профессиональные деформации, девиации, выгорание педагога: психологическое содержание и средства коррекции // Материалы X Юбилейной междунар. науч.-практ. конф. «Современное образование: роль психологии». М., 2014.
3. Митин, Г.В., Колмакова И.Г. Психологические факторы, способствующие и препятствующие личностно-профессиональному развитию субъектов образования // Теория и практика психолого-педагогической подготовки специалиста в университете: сб. науч. докл. Кн. 1, т. 1. Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2015.
4. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография. М.; СПб: Нестор-История, 2014.
Опубликована 2016-06-24