РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ ЖЕНЩИН-УЧИТЕЛЕЙ И ЖЕНЩИН-РУКОВОДИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Лариса Максимовна Митина
    • ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
  • Ирина Георгиевна Колмакова
    • ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
  • Георгий Валерьевич Митин
    • ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
  • Лариса Владимировна Брендакова
    • ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
Ключевые слова: ролевой конфликт, внутриролевой конфликт, личностно-ролевой конфликт, профессиональная карьера, профессиональное развитие, женщина-руководитель, фемининность, маскулинность

Аннотация

Среди работников среднего образования большую часть составляют женщины; для большинства работающихиз них профессиональные и семейные роли одинаково значимы, что часто становится причиной ролевого конфликта. Проведенный нами теоретический анализ показал, что вопрос о ролевых конфликтах женщин-работников образования рассматривается недостаточно системно: отсутствуют единые концептуальные основания. Разрабатываемый нами системный личностно-развивающий подход позволяет исследовать ролевые конфликты работников образования целостно в единстве личностно-профессионального развития и карьерного роста, выделяя при этом специфику психологического содержания каждого процесса. В таком контексте мы определяем профессиональную карьеру и профессиональное развитие. Субъективно переживаемое рассогласование этих процессов в самосознании личности приводит к внутриличностным противоречиям и разного типа ролевым конфликтам: внутриролевому, межролевому, личностно-ролевому. С целью изучения характерных особенностей профессиональной женской карьеры образования проведено исследование разных категорий женщин (педагогических работников): руководителей и учителей образовательных холдингов. Анализ полученных экспериментальных данных выявил, что для профессионально-ролевого поведения женщин-учителей характерен личностно-ролевой конфликт. Для женщин-руководителей в сфере образования характерны внутриролевые конфликты. В структуре ролевого конфликта женщин-подчиненных наибольший вес имеет личностно-ролевой конфликт, для профессионально-ролевого поведения женщин-руководителей сферы образования характерны внутриролевые конфликты. Изучение ролевых конфликтов управленцев сферы образования показало, что при их деструктивном разрешении не только снижается производственная и социальная эффективность деятельности управленца, но и наблюдается общая невротизация личности руководящего работника.

Литература

1. Брендакова Л.В. Рефлексивные практики как способ разрешения внутриличностных противоречий педагога // Формирование гражданина и профессионала в условиях университетского образования: сб. науч. ст. Т. 1, кн. 2. Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2013.
2. Колмакова И.Г. Технология развития полиролевого поведения в профессиональном и карьерном развитии педагогов // Теория и практика психолого-педагогической подготовки специалиста в университете: сб. науч. докл.: в 2 т. Т. 1 / под ред. Е.Рангеловой. Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2015.
3. Митин Г.В., Профессиональные деформации, девиации, выгорание педагога: психологическое содержание и средства коррекции // Материалы X Юбилейной междунар. науч.-практ. конф. «Современное образование: роль психологии» / под ред. Л.М. Митиной. М., 2014.
4. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография. М.; СПб: Нестор-История, 2014.
Поступила в редакцию 2016-03-18
Опубликована 2016-06-24
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
124-128