ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА: КОНФЛИКТ ИЛИ СИНТАГМА

  • Лариса Максимовна Митина
    • ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
Ключевые слова: системный личностно-развивающий подход, профессиональное развитие, профессиональная карьера, синтагма, конфликт, профессиональные типы личности

Аннотация

В статье показано, что системный личностно-развивающий подход позволяет изучать процессы профессионального развития и профессиональной карьеры как функции эффективности их взаимодействий: или как успешное взаимное влияние, усиление, интеграция - синтагма, или как ослабление, разрушение, снижение потенциала - конфликт. Экспериментальным путем выделено четыре профессиональных типа личности, определяющих систему психологических воздействий разрешения конфликтных взаимодействий двух процессов. Профессионально-личностный тип - высокий уровень профессионального развития, внутренняя детерминация жизнедеятельности, мотивация к профессиональной деятельности и собственному развитию как самоценная независимая мотивация. Карьерное продвижение при этом рассматривается лишь как средство личностно-профессионального развития или отторгается вообще. Профессионально-карьерный тип - высокий уровень профессионально-карьерного развития, внутренняя и внешняя детерминации не просто равнозначны; они взаимодополняют друг друга, характерен высокий уровень притязаний. Обладает умениями показать, зарекомендовать себя перед руководством, строить отношения в рабочем коллективе, соблюдая принципы профессиональной карьеры. Традиционалистский тип - готовность выполнять определенные обязанности за четко очерченный спектр компенсаций. Испытывает потребность в безопасности, в поведении обычно проявляет конформность. Карьеристский тип - внешняя детерминация жизнедеятельности, нацелен на результат: власть, деньги и социальное положение. Ориентирован преимущественно на установление хороших отношений с «нужными» людьми, больше стремится к самоутверждению за счет обладания внешними атрибутами социального успеха, к выполнению профессиональных функций лишь ради получения внешних стимулов, к управлению деятельностью других людей. Выделены восемь подтипов с целью оптимизации профессионального и карьерного развития в последующей практической работе.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.
3. Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы (часть 2) // Психол. журнал. 2002. Т. 23, № 1.
4. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
8. Митин Г.В. Теория и практика совершенствования профессиональной подготовки специалистов в условиях постуниверситетского образования. // Теория и практика психолого-педагогической подготовки специалиста в университете: сб. науч. докл. Кн. 1, т. 1. Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2015.
9. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография. М.; СПб: Нестор-История, 2014.
10. Митина Л.М., Аптекина М.Б., Митин Г.В. Психологические особенности профессионального и карьерного развития руководителей среднего звена // Теоретическая и экспериментальная психология. Т. 8, № 3. М., СПб.: Нестор-История, 2015.
11. Митина Л.М., Психологические закономерности целостной профессиональной эволюции человека // Российский научный журнал, 2015. № 2 (45).
12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
Поступила в редакцию 2016-03-18
Опубликована 2016-06-24
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
129-133