ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ, УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ТИПОВ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

  • Геннадий Самуилович Прыгин
    • ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
  • Игорь Николаевич Федекин
    • ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, гендерные различия, субъектная регуляция, автономность, зависимость, уровень образования, возрастные категории

Аннотация

В статье исследуются представления о духовно-нравственных ценностях у мужчин и женщин с учетом возрастных категорий, уровня образования и типов субъектной регуляции. Актуальность связана с одной из главных задач, стоящих перед российским обществом: повышением духовно-нравственного уровня граждан. Исследование носит поисковый характер, а его результаты предполагают разработку новых методик и планирование дальнейших исследований. Результаты исследования получены с помощью авторского опросника духовно-нравственных установок, содержащего 18 индикаторов, характеризующих духовные, социальные и личностные ценности, отобранные в результате предварительных полевых исследований. Обследование достаточно большой выборки лиц показало, что независимо от групповой принадлежности, у всех испытуемых духовные ценности занимают более высокий ранг, чем социальные и личностные. Показано, что лица автономного типа хорошо дифференцируют все три вида ценностей, а лица зависимого типа не различают духовные и социальные ценности. Установлено, что на представление о духовно-нравственных ценностях влияют не столько отдельные факторы (пол, возраст, образование, тип регуляции), сколько их сочетание.

Литература

1. Бердяев Н.А., Новикова Л.И., Сиземская И.Н. О человеке, его свободе и духовности. М.: Флинта, 1999. 312 с.
2. Братусь Б.С., Воейков В.Л., Воробьев С.Л. и др. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. М.: Наука, 1995. 236 с.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. 24 с.
4. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2011. 1216 с.
5. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: монография. Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. 408 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. СПб.: Питер, 2000. 684 с.
7. Слободчиков В.И. Проблемы духовно-нравственного становления человека в современном мире // Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения как научно-теоретическая и прикладная проблема: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 4-5 декабря 2014 г, г. Набережные Челны / под ред. Г.С. Прыгина, Л.М. Колпаковой. Наб. Челны; Казань: Изд-во «Данис» ИППП ПО РАО, 2014. Т. 1. С. 5-15.
8. Франк С.Л. Духовные основы общества: Сборник. Сер. Мыслители ХХ века. М., 1992. 510 с.
9. Фромм Э. Душа человека, ее способность к добру и злу. М.: Наука, 1992. 308 с.
Поступила в редакцию 2016-03-18
Опубликована 2016-06-24
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
134-142