ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВВУЗЕ

  • Ольга Анатольевна Валеева
    • ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»
  • Галина Ивановна Железовская
    • ФГБОУ ВПО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»
Ключевые слова: компетенции, учебно-воспитательный процесс, учебно-исследовательская деятельность, технология организации учебно-исследовательской деятельности, критерии технологии

Аннотация

В последние годы, в связи с переходом на компетентностную парадигму образования, преподавательский состав вузов все большее внимание уделяет применению учебно-исследовательской деятельности в образовательном процессе, поскольку большинство компетенций, формируемых у будущих специалистов, так или иначе связаны со способностями, умениями и навыками к исследовательской работе. Сказанное побудило нас к разработке такой технологии учебно-исследовательской деятельности, которая позволяла бы применять ее систематически, акцентированно, целенаправленно в реальных условиях аудиторных занятий. Учебно-исследовательская деятельность рассматривается нами как одна из поисковых форм учебной работы, наряду с семинарскими, практическими, лабораторными занятиями, тоже имеющими поисковый характер. Это позволяет включить ее в учебные планы дисциплин и осуществлять в часы аудиторных занятий по специально разработанной технологии. Разработанная нами технология применима при изучении любых дисциплин, не требует от преподавателей специальной подготовки, обеспечивает системность, акцентированность и целенаправленность в учебно-исследовательской деятельности. Системность достигается проведением одного-двух аудиторных занятий в семестр по нескольким (5-6) дисциплинам, что дает синергетический эффект; акцентированность - сосредоточением внимания преподавателей и обучающихся на решении конкретных исследовательских задач в рамках учебной дисциплины; целенаправленность - определением на каждое занятие задачи формирования у обучающихся конкретных способностей, умений и навыков к исследовательской деятельности.

Литература

1. Белоносова В.В. Учебно-исследовательская работа студентов как средство развития их творческой деятельности: дис. … канд. пед. наук. СПб, 2003. 196 с.
2. Болюк В.А., Мосин Е.Ф. Учебно- и научно-исследовательская работа студентов как фактор развития познавательной самостоятельности // Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов. Саратов: СГУ, 1979. С. 74-76.
3. Букреева И.А., Евченко Н.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 309-312.
4. Вишневская Л.Л. Исследовательская деятельность учащихся гимназии как средство реализации их индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2008. 18 с.
5. Воронин В.Н. Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе. Тольятти: ТГПУ, 1999. 240 с.
6. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. 2002. № 8. С. 6-10.
7. Далингер В.А. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении математике. URL: http:// www.rae.ru/use/?article-id (дата обращения: 06.01.2015).
8. Железовская Г.И., Абрамова Н.В., Гудкова Е.Н. Креативная среда как фактор творческого саморазвития личности // Перспективы науки и образования. 2014. № 1. С. 120-125.
9. Князева Н.Г. Учебно-исследовательская деятельность студентов колледжа как средство активизации социального партнерства: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2014. 22 с.
10. Кравцова Е.Ю. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в процессе изучения химии и биологии: монография. Ставрополь: Сервисшкола, 2014. 145 с.
11. Леонтович А.В. Разговор об исследовательской деятельности: Публицистические статьи и заметки / под ред. А.С. Обухова. М.: Б-ка журн. «Исследовательская работа школьников», 2006. 112 с.
12. Лихачев Б.Т. Педагогика: учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1993. 430 с.
13. Меньшикова Н.А. Учебно-исследовательская математическая деятельность в средней школе как фактор приобщения к будущей научной работе: дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2003. 173 с.
14. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: ВГПУ, 1995. 276 с.
15. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учебное пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 432 с.
16. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. 272 с.
17. Самохина В.М. Исследовательская деятельность старшеклассников как фактор их подготовки к профессиональному самоопределению: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2004. 23 с.
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Нар. образ.,1998. 260 с.
19. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учеб.-метод. пособие / ред. А.П. Тряпицина. СПб.: КАРО, 2005. 96 с.
20. Учебно-исследовательская деятельность в образовательном пространстве современной школы: III Всерос. заочная науч.-практ. конф. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2013. 157 с.
Поступила в редакцию 2016-03-18
Опубликована 2016-06-24
Раздел
Педагогика
Страницы
148-156