ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

  • Дмитрий Борисович Конев
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Владимир Петрович Овечкин
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: студенты, самообразование, компетентность, непрерывное образование, воспитание, проблемная ситуация, проектная деятельность, субъектность, принципы, основания

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы современного педагогического образования и поиска необходимых условий для формирования компетентности самообразования студентов, как базовой для формирования других компетенций и воспитания компетентного выпускника вуза в целом. На основе информационно-аналитического исследования представлены исходные основания организации педагогического процесса в условиях переменчивого состояния внешнего мира и человека в нем. В условиях непрерывного образования, учета субъектности студента и его потребностей, а также современных тенденций развития педагогического содержания, когда образовательная деятельность всё больше переносится на самообразовательную, выявлена и обоснована необходимость интеграции в образовательном процессе учебной и внеучебной деятельности.

Литература

1. Байбородова Л.В., Репина А.В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 3. Т. 2. С. 21-24.
2. Белкина В.Н., Сергеева Г.В. Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования будущих педагогов. // Ярославский педагогич. вестн. 2011. №1. Т. 2. С. 159-162.
3. Бронникова Л.М. Формирование компетентности самообразования старшеклассников: дис. канд. пед. наук. Барнаул: РГБ, 2010. 267 с
4. Бушковская Е.А. Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях // Психология и педагогика. 2009. С. 152-155.
5. Вербицкий А.А. Проблемы модернизации современного образования на основе контекстного подхода // Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития: программа и сб. докладов научной школы с междунар. участием. Казань. 2011. С. 98-105.
6. Измайлов Александр Мухтарович. Организация самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения в образовательном учреждении: дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород: РГБ, 2009. 179 с.
7. Конев Д.Б. Непрерывное самообразование как условие устойчивого развития субъекта современного общества // Воспитание и безопасность: социальные, педагогические и психологические аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Удмуртский университет, 2012. Т. 1. С. 303-305.
8. Овечкин В.П. Общее образование и устойчивость человека и общества // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: межвуз. сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Тула. 2015. С. 205-209.
9. Овечкин В.П. Проблемы проектирования образовательных программ: когнитивно-репродуктивная и креативно-деятельностная парадигмы: матер. Всеросс. науч.-практ. конф. «Проектирование содержания образования: подходы, стандарты, социальные практики». Ижевск, 2011. С. 42-45.
10. Сребная Н.М. Организационно-педагогические условия создания личностно-ориентированной системы внеучебной деятельности в вузе: дис. канд. пед. наук. М.: РГБ, 2000. 148 с.
11. Чеботарева Е.С. Развитие самообразовательной компетентности студентов в процессе проектной деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 Курск: РГБ, 2010. 241 с.
12. Шуклина Е.А. К новой парадигме образования XXI века: от образования к самообразованию // Образование и общество. 2004. № 3. С. 25-32.
Поступила в редакцию 2016-03-01
Опубликована 2016-06-24
Раздел
Педагогика
Страницы
157-162