МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

  • Марианна Михайловна Главатских
    • ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: социально-психологическая зрелость, развитие личности, субъект, моделирование, изменение структуры, функциональные особенности

Аннотация

Изложены результаты теоретико-методологического анализа сущности социально-психологической зрелости личности с точки зрения процессов социализации/индивидуализации и межличностного взаимодействия. Показано, что зрелая личность - с одной стороны, социально адаптированная, усвоившая нормы социальных систем разных уровней; с другой, - индивидуализированная, ориентированная на реализацию своих целей. Движущей силой развития социально-психологической зрелости личности является ее стремление к принятию социумом на этапе ориентации и к внутренней согласованности на критическом этапе. Результаты, полученные по шкале с поляризацией индивидуально-ориентированных и социально-ориентированных показателей социально-психологической зрелости школьников, позволили рассмотреть процесс ее развития целостно, а также обеспечили возможность применения методов нелинейной динамики. Теоретическая модель обоснована и апробирована эмпирическими исследованиями. Показаны новизна и перспективы применения полученной модели.

Литература

1. Абраменкова В.В.Социальная психология детства. М.: Пер Сэ, 2008. 431 с.
2. Агафонова О.П. Метод проектов как средство формирования субъектной позиции младших школьников // Человек и образование. 2010. № 3. С. 136-139.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-пресс, 2004, 288 с.
4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 1996. 435 с.
5. Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы/ В кн. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С 3-19.
6. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007. 528 с.
7. Поздняков А.В. Эволюционное развитие и устойчивость целостных систем //Самоорганизация геоморфосистем. Томск: ТНЦ СО РАН. 1996. С. 15-24.
8. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организация науки. Кн. 2. М.: Экономика, 1989. 234 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Директ-Медиа, 2008. 364 c.
10. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1991. № 4. С. 5-18.
11. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Директ-Медиа, 2008. 710 с.
12. Журавлев А.Л. Социально-психологическая зрелость: обоснование понятия // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 2. С. 44-55.
13. Леонов Н.И., Главатских М.М. Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход // Известия СГУ. 2014. Т. 14, № 1. С. 55-60.
14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР, 1959. 232 с.
15. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. инновационные аспекты). Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. 1072 с.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
17. Поддьяков А.Н. Зрелость и незрелость в контексте ортогенетического закона развития // Феномен и категория зрелости в психологии. М.: РАН. 2007. С. 47-60.
18. Сергиенко Е.А. Зрелость: молярный или модулярный подход? //Феномен и категория зрелости в психологии М.: РАН. 2007. С. 13-28.
19. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.
20. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С.38-50.
21. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 26-37.
22. Чеснокова О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте // Познание, общество, поведение. М.: ИП РАН, 1996. С. 54-76.
23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
24. Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер., науч. ред. и примеч. А.А. Алексеева. СПб.: Балашиха, 1996. 589 с.
25. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб.: ИМАТОН, 1999. 184 с.
26. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М: Академия, 2002. 208 с.
Поступила в редакцию 2015-12-18
Опубликована 2016-03-25
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
36-41