ВЛИЯНИЕ ДОВЕРИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ НА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

  • Николай Ильич Леонов
    • ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
  • Ирина Юрьевна Леонова
    • ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: доверие, доверие в организации, стратегии поведения в конфликте

Аннотация

В последнее время возрастает интерес к проблеме доверия в организации. Междисциплинарный характер исследований этой проблемы приводит к тому, что понимание этого феномена и подходы к его анализу не всегда сопоставимы. Важно изучение взаимосвязи доверия в организации с феноменами, связанными с личностными особенностями работающих в ней людей. В статье приводятся результаты эмпирического исследования, выявляющего представления сотрудников об организации в зависимости от уровня их организационного доверия и влияния этого уровня на стратегии поведения сотрудников в конфликтной ситуации. Установлено, что фактор принадлежности к определенной группе по уровню доверия в организации влияет на представления сотрудников об этой организации. Выявлено, что, чем выше профессиональный статус сотрудника, тем выше у него уровень доверия в организации, а также чем выше у сотрудников уровень доверия в организации, тем, в свою очередь, большую активность они будут проявлять при разрешении конфликтных ситуаций.

Литература

1. Балуцкий И.В. Особенности проявления доверия в статусных межличностных отношениях: дис. … канд. психол. н. Ростов н/Д, 2002.
2. Ильин Е.П. Психология доверия. СПб.: Питер, 2013. 288 с.
3. Кови-мл. Ст., Меррилл Р. Скорость доверия: То. Что меняет все / пер. с англ. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 425 с.
4. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Изд-во Ин-та Психологии РАН, 2008. 571 с.
5. Леонов Н.И. Конфликтология. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2006. 232 с.
6. Минина В.Н. Организационное доверие как неосязаемый актив компании: проблема измерения // Вестн. Санкт-Петербург. Ун-та. Сер.8. Менеджмент. 2012. № 2. С. 107-130.
7. Мицкевич В.В. Доверие как фактор оптимизации деятельности организации: социологический анализ // Управление в социальных и экономических системах: материалы ХXI Междунар. науч.-практич. конф., г. Минск, 15 мая 2012 г. Минск, 2012. С. 185-187.
8. Нестик Т.А. Доверие в команде: преимущества, риски, методы развития // Справочник по управлению персоналом. 2005. № 6. С. 29-36.
9. Переверзева И.А. Проблема доверия в сфере бизнеса // Иностранная психология. 2000. № 12. С. 84-93.
10. Шо Р.Б. Ключи к доверию в организации:Результативность, порядочность, проявление заботы.: Дело, 2000. 272 с.
11. Штомпка П. Доверие - основа общества / пер. с польск. Н.В.Морозовой. М.: Логос, 2014. 440 c.
12. Яхонтова Е.С. Оценка доверия в контексте управления персоналом. Зарубежные подходы и отечественный опыт оценки // Социологические исследования. 2004. № 9. С. 117-121.
13. Batler J.Toward understanding measuring conditions of trust: evolution of a condition of trust inventory// Journal of Management. 1991. Vol. 17. P. 643-663.
14. Edkins A.J., Smyth H.J. Contractual Management in PPP Projects: Evaluation of Legal versus Relational Contracting for Service Delivery// Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice. 2006. Vol. 132. January. N 1. P. 82-93
15. Gambetta D. Can we trust in trust? // Trust: Making and Breaking Cooperative Relations / D. Gambetta (ed.). electronic edition, Department of Sociology, University of Oxford, 2000, chapter 13, pp. 213-237, URL: http://www.sociology.ox.ac.uk/papers/gambetta 213 - 237. Pdf
16. Gustaffson M. Seeing the Self through the Other. Finland: Research Institute for Project-Based Industry. Department of Industrial Management, Abo Akademi University, 2008.
17. Mayers R., Davis J., Schoorman F.D. An Integrative Model of Organizational Trust // Academy of Management Review. 1995. Vol. 20, N 3. P.709-734.
18. Mayers R., Davis J., Schoorman F.D. An Integrative Model of Organizational Trust: Past, Present, and Future // Academy of Management Review. 2007. Vol. 32, N 2. P. 344-354.
19. Mayers R.C, Davis J.H.The effect of the performance appraisal system on trust for management: A field quasiexperimente // Journal of Applied Psychology. 1999. Vol. 84. P. 123-136.
20. Tyler T.R., Degoey P. Trustin organizational authorities: the influence of motive attributions on willingnessto accept // Trust Organizations: Frontiers of theory and research / R.M. Kramer, T.R. Tyler (end) / Thousand Oaks, CA: Sage, 1996. P. 331-357.
Поступила в редакцию 2015-12-22
Опубликована 2016-03-25
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
53-70