500 ЛЕТ ПОД ИМЕНЕМ ПСИХОЛОГИЯ: НЕЮБИЛЕЙНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О БУДУЩЕМ

  • Владимир Александрович Мазилов
    • ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
Ключевые слова: наука, философия науки, психология, методология, фундаментальная наука

Аннотация

В статье анализируются особенности трактовки феномена науки в философии науки. Констатируется, что философия науки в качестве идеала принимает естественную науку. В результате при анализе науки психологии , которая рассматривается как социогуманитарная дисциплина, важные ее особенности остаются вне поля внимания исследователей, так что в психологии данные анализа, предпринятого философией науки, оказываются невостребованными. Сегодня мы являемся свидетелями того, что косвенно философия науки негативно влияет на ситуацию с психологической наукой. Некоторые положения философии науки, будучи распространены на науку «вообще», становятся мифами, препятствующими реализации позитивных тенденций. Вред от мифов, основанных на вольно интерпретированных выводах из философии науки, заключается в следующем: представляется, что взаимопонимание между различными подходами и школами в принципе невозможно, а это препятствует реализации интеграционных процессов в психологической науке. Психология должна осознать себя наукой фундаментальной, консолидировать силы и отстаивать свою роль в решении общественных проблем.

Литература

1. История психологии: период открытого кризиса: Тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: МГУ, 1992. 364 с.
2. Касавин И.Т., Пружинин Б.И. Философия науки // Новая философская энциклопедия. Т. 4. М., 2010. С. 218-220.
3. Киященко Л.П., Моисеев В.И. Философия трансдисциплинарности. М.: ИФ РАН, 2009. 205 с.
4. Кроник А.А. 500 лет использования понятия «Психология» // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 1. С. 9-14.
5. Мазилов В.А. Обретшая свое имя. Перспективы психологии.Размышления во время юбилея // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 4. С. 144-148.
6. Мазилов В.А. Личность в эпоху социальных трансформаций: психологическая «цена» перемен и проблемы повышения их качества // Психологические новообразования личности в эпоху социальных трансформаций / отв. ред. Н.П. Фетискин, А.И. Субетто, Т.И. Миронова. Кострома: КГУ, 2015. С. 19-22.
7. Мазилов В.А. Принцип соизмеримости теорий в психологии // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19, № 4. С. 28-32.
8. Мазилов В.А. Философия психологии как психологическая дисциплина: страницы истории // Актуальные проблемы психологии развития личности: сб. науч. ст. / под ред. Л.М. Даукши, К.В. Карпинского. Гродно: ГрГУ, 2014. С. 212-217.
9. Мазилов В.А. О философии психологии // Философия и / или новое интегративное знание - 3: сб. материалов Всерос. науч. конф. / под ред. А.В. Азова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. С. 136-158.
10. Мазилов В.А. Психология академическая и практическая: Актуальное сосуществование и перспективы // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 3. С. 87-96.
11. Петренко В.Ф. Психосемантика как направление конструктивизма в когнитивной психологии // Когнитивный подход: философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины. М.: Канон+, 2008.
12. Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук // XVIII Междунар. психологич. конгресс. 4-11 августа 1966 года. М., 1969. 168 с.
13. Шадриков В.Д., Мазилов В.А. Общая психология. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 411 с.
14. Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб., 1994. 136 с.
15. Ярошевский М. Г. Наука о поведении. Русский путь. М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.
16. Piaget J. Psychology and other sciences //Ann. Rev. Psychol., 1979. 30. P. 1-8.
17. Piaget J. The epistemology of interdisciplinary relationship // Interdisciplinarity. Problems of teaching and research in universities. P., 1972. P. 127-139.
Поступила в редакцию 2015-12-22
Опубликована 2016-03-25
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
71-78