СОДЕРЖАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

  • Ольга Ивановна Шмырева
    • ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»
  • Нина Александровна Коваль
    • ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Ключевые слова: эмоциональное развитие, процесс, содержание

Аннотация

Эмоциональное развитие наделено совокупностью взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимообусловленных содержательных характеристик. В статье представлены динамичные и содержательные характеристики эмоционального развития. Динамичность эмоциональных явлений проявляется в процессуальности, усложнении, совершенствовании эмоциональных форм. В процессе отражается также содержание эмоций: при переходе от одной стадии эмоционального явления к другой меняются содержательные характеристики. Идея развития от простого к сложному отражает усложнение, совершенствование эмоциональных структур и характеризует процессуальный аспект, а взаимодействие эмоций с сознанием - содержательный аспект эмоционального развития личности. К содержательным характеристикам эмоционального развития относятся: системность эмоционального развития, типы аффектов, комбинации эмоций, функции эмоций, индивидуальная система эмоциональных значений.

Литература

1. Александров Ю.И. Дифференциация и развитие // Теория развития: Дифференционно-интеграционная парадигма / сост. Н.И. Чуприкова. М.: Языки славянских культур, 2009. С. 17-28.
2. Александров Ю.И. От эмоций к сознанию // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «ИП РАН», 2006. С. 304-322.
3. Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. 2-е изд. М., 1963. Т. 82. С. 339-358.
4. Воропаева И.П. Эмоции и педагогический потенциал семиотики // Мир психологии. 2002. № 4 (32). С. 203-209.
5. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006. С. 63-83.
6. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 6.
7. Изард К.Е. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. 464 с.
8. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайнман П. О теории вины и тревоги // Развитие в психоанализе. М., 2001. С. 394-423.
9. Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: дис. … докт. психол. наук. М., 1997. 464 с.
10. Колотаев В.А. Проблема связи эмоциональности и языка культуры (по материалам фильма Ханеке «Пианистка») // Мир психологии. 2002. № 4 (32). С. 171-178.
11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 575 с.
12. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция / пер. с нем. Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. 332 с.
13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. М.: Академия, 1997. 456 с.
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. 917 с.
15. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития: пер. с англ. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 528 с.
16. Шакуров Р.Х. Психология эмоций: новый подход // Мир психологии.2002. № 4 (32). С. 30-44.
17. Шмырева О. Эмоциональное развитие личности и акме: подростковый возраст. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. DudweilerLandstr. 99. 67895. Saarbrucken, Germany.2012. 343 с.
18. Шмырева О.И., Коваль Н.А. Процесс и содержание в эмоциональном развитии // Мир психологии. 2015. № 3 (83).С. 207-216.
19. Lazarus R.S. (1998). Emotion and Adaptation // J. Jenkins, K. Oatley, N. Stein (eds.), Human Emotions. A Reader. Malden, MA: Blackwell Publishers. P. 38-44.
20. Shmyreva O. Emotional development as a movement: procedural characteristics // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 5 (9-10). P. 176-179.
21. Shmyreva, O.I. Emotional development: the essence of the phenomenon // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук: Сер. Духовная жизнь общества и человека: история и современность / ФГБОУ ВО «Воронеж. гос. ун-т инженер. технологий». 2015. Вып. 4 (8). С. 177-184.
22. Weiner B. An attributional theory of achievement motivation and emotion. // Psychological Review. 1985. Vol. 92. P. 548-573.
23. Winnicott D.W. The theory of the parent-infant relationship // The maturcitional process and the facilitating environment. London: Hogarth Press, 1975.
Поступила в редакцию 2015-12-22
Опубликована 2016-03-25
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
88-92