ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КОНТЕКСТЕ СОИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР

  • Марина Наилевна Сираева
    • ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
  • Лора Вильгельмовна Яковлева
    • ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: педагогическое коммуникативное взаимодействие, педагогические условия, иностранный язык, языковое образование, языковая личность, коммуникация, диалог культур

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы межкультурного взаимодействия, определены культуроведческие компоненты обогащения коммуникативной практики и факторы культурно-специфического и индивидуально-выраженного жизненного опыта, обусловлены идеи межкультурного обучения, рассмотрены проблемы взаимоотношений родной и изучаемой культуры, а также подготовка учителей и условия соответствующих учреждений. Приоритетом современного языкового образования, гарантирующим его высокое качество, является овладение компетенциями в сфере этно-социокультуры, а также овладение творческим и критическим анализом взаимодействия в поликультурном мире. В статье представлены выявленные педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов и рассматриваются компоненты механизма коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов. Другая культура должна изучаться в сравнении с родной: контакт культур представлен авторами как соизучение и сравнение общественных, культурных и языковых перспектив родной и изучаемой культуры. Ознакомление студентов с историческим фоном другой страны для лучшей ориентации в собственном и чужом обществе не может ограничиваться лишь знакомством с действительными условиями другой страны, а должно привести к восприятию и рефлексии собственных ценностей и общественных взаимосвязей.

Литература

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.
2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 336 с.
3. Леонтьев А.А. Коммуникативность: пришло ли время? // Иностранные языки в школе. 1991. №5. С. 22-30.
4. Лейчик В.М. Отношение между культурой и языком: общие функции // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 2.С. 17-28.
5. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004. 236 с.
6. Трофимова Г.С. Педагогические основы обучения иностранным языкам (предметная дидактика): монография. Ижевск: Удмуртский университет, 1999. 280 с.
7. Федюнина С.М. Концептуальные основания и условия мультикультурализма в современном российском обществе: автореф. дис. … докт. соц. наук. Саратов, 2007. 38 с.
8. Хотинец В.Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии: учеб. пособие. М.: ФОРУМ, 2012. 88 с.
9. Хотинец В.Ю. Моделирование ментальности на основе религиозно-мифологических представлений и культурных ценностей удмуртов // Социологические исследования. 2011. № 2. С. 99-108.
10. Neuner G. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts: Eine Einfьrung. Universitдt Gesamthochschule Kassel (Ghk). Fernstudienangebot. Germanistik / Neuner G., Hunfeld H. // DaF. Langenscheidt. 1993. S. 184.
Поступила в редакцию 2015-12-22
Опубликована 2016-03-25
Раздел
Педагогика
Страницы
106-112