ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ И ТИПОВ РЕАГИРОВАНИЯ НА КОНФЛИКТ (НА ПРИМЕРЕ ВРАЧЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ)

  • Мергаляс Мергалимович Кашапов
    • ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
  • Юлия Константиновна Рескайя
    • ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
Ключевые слова: творческие способности, личностная готовность к риску, типы реагирования на конфликт, межличностные отношения в системе врач-больной, учитель-ученик

Аннотация

В работе предпринята попытка на примере врачей и учителей выявить взаимосвязь личностных характеристик, таких, как творческие способности и личностная готовность к риску, и типов реагирования на конфликт (решение, агрессия, уход). В ходе исследования проведен теоретический анализ конфликтного поведения, его сущности, динамики, видов, а также причин возникновения; изучены типы реагирования на конфликт, их специфика в образовательной и медицинской сфере. Важные понятия творчество и риск , мы рассмотрели как в педагогической, так и во врачебной деятельности.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань.: Изд-во Казан. ун-та, 1998. 320 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. 5-е изд. СПб. Питер, 2013. 512 с.
3. Буртовая Е.В. Конфликтология: учебное пособие. М.: Юнити, 2003. 512 с.
4. Грановская P.M. Конфликт и творчество в зеркале психологии. М.: Генезис, 2002. 573 с.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2014. 576 с.
6. Деркач А.А. Акмеология: учебникМ.: РАГС, 2002. 650 с.
7. Дидковская Л.Г., Яшкина Н.В. Причины конфликтов и пути их преодоления // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. 2009. № 7. С. 7-15.
8. Журавлев А.Л. Социальная психология: учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002. 102 с.
9. Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций: учеб. пособие. М.; Ярославль: Ремдер, 2003. 183 с.
10. Кашапов М.М. Основы конфликтологии: учеб. пособие. Ярославль: Яросл. гос. ун-т. 2006. 116 с.
11. Кашапов М.М. Приемы решения предконфликтных ситуаций // Конфликтология: хрестоматия / сост. Н.И. Леонов. 4-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ; Воронеж: Издательство «МОДЭК», 2011. С. 364-373.
12. Кашапов М.М. Психология творческого процесса в конфликте: монография. Ярославль: Яросл. гос. ун-т. 2011. 296 с.
13. Кибанов Л.Я., Коновалова В.Г., Белова О.Л. Управление конфликтами и стрессами. М.: Проспект, 2015. 88 с.
14. Леонов Н.И. Основы конфликтологии: учеб. пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2000. 122 c.
15. Леонов Н.И. Конфликтология: учеб. пособие. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2006. 232 с.
16. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009. 215 с.
17. Маркова А.К. Психология профессионализма М., 1996. 308 с.
18. Михайлова Е.К. Педагогическая рискология: монография / Рос.гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб.: Образование, 1995. 93 с.
19. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды. М.: Воронеж, 2005. С. 41-42.
20. Петрова И.А. Конфликт «врач - пациент»: технологии управления и нормативное урегулирование // Правовые вопросы в здравоохранении. 2013. № 3.
21. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 206 с.
22. Переверзин В. Толерантность в свете философско-эстетических идей М. Бахтина // Полярная звезда. 1996. 125 с.
23. Ратников В.П. Конфликтология. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2011. 543 с.
24. Соснин В.А. Теоретические и практические подходы к урегулированию конфликтных ситуаций в зарубежнойконфликтологии // Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М., 2004. Вып. 6. С. 45.
25. Тейлор Ш., Пипл Л., Сирс Д. Социальная психология. М., 2004. С. 466-469.
26. Филатова Ю.С. Становление конфликтной компетентности врача терапевта на разных этапах профессионализации // XI Международная научно-практическая конференция «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования». М.; СПб.: Нестор-История, 2015. С. 524-527.
27. Щербакова О.И. Конфликтологическая подготовка специалиста: контекстный подход // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 48-54.
28. Deutsch M. 2006, The constructive and destructive processes. New Haven and London, 1973. P. 13-17.
29. Sternberg R.J., Kaufman J.C, Pretz J.E. The creativity conundrum: A Propulsion model of kinds of creative contribution. New York: Psychology Press, 2002.
30. Follet M.P. Creating Democracy, Transforming Management, Tonn, Joan C., New Haven: Yale University Press, 2003. P. 34
31. Zenasni F., Lubart T.I. Adaptation francaised’une epreuve de tolerance al’ambiguite // Revue Europeenne de Psychologie Appliquee. 2001. Vol. 51(1-2). P. 3-12.
Поступила в редакцию 2015-10-05
Опубликована 2015-12-25
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
25-32