К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

  • Владимир Александрович Мазилов
    • ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
Ключевые слова: методология, факт, психологическое исследование, когнитивная методология, философия науки, структура, уровень, предтеория

Аннотация

Статья посвящена методологически важной проблеме. Актуальность работы состоит в том, что многими авторами проблема факта не осознается как методологическая. В популярном психологическом словаре факт определяется как результат наблюдения или эксперимента, не допускающий неоднозначного толкования, что противоречит широко известным ситуациям, в которых факт оценивается и интерпретируется по-разному, что не позволяет конструктивно решить проблему. В статье анализируется подход к проблеме факта , сложившийся в философии науки. Подробно описываются исследования А.Л. Никифорова, предложившего рассматривать факт как имеющий структуру. Этот подход перспективен, однако для психологии недостаточен. В статье утверждается, что для психологии необходим уровневый подход к трактовке факта. Такой подход может быть реализован, если проблему факта рассматриваеть в контексте методологической теории научного исследования. Намечается перспектива дальнейших исследований, направленная на поиски синтеза уровневого строения и структурного анализа факта .

Литература

1. Еникеев Б.Н. Факт // Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова. СПб, 2008.
2. Иванова И.И., Асеев В.Г. Методология и методы психологического исследования // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. С. 218-245.
3. Кант И. Соч.: в 6 т. Т. 3. М.: Мысль, 1964. 799 с.
4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
5. Мазилов В.А. Научная психология: проблема метода // Тр. Ярославск. методолог. семинара. Т. 2: Метод психологии / под ред. В.В. Новикова (гл. ред), И.Н. Карицкого, В.В. Козлова, В.А. Мазилова. Ярославль: МАПН, 2005. С. 248-279.
6. Мазилов В.А. Теория и метод в психологии. Ярославль: МАПН, 1998.
7. Мазилов В.А. Перспективы парадигмального синтеза в cовременной психологии // Ярославск. педагогич. вестник. Научный журнал. 2013. № 3, Т. 2 (психолого-педагогические науки). С. 186-194.
8. Мазилов В.А. Принцип соизмеримости теорий в психологии // Вестн. Костромск. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19, № 4. С. 28-32.
9. Мазилов В.А. Становление метода психологии: страницы истории (метод интроспекции) // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, № 1. С. 61-85.
10. Никифоров А.Л. Факт // Новая философская энцикл. Т. 4. М., 2010. С. 157-158
11. Никифоров А.Л. Философия и история науки. М.: Идея-Пресс, 2008. 264 с.
12. Петренко, В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2010. 440 с.
13. Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. Томск, 1988. 236 с.
14. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб: Евразия, 2002. 532 с.
15. Юревич А.В.Методология и социология психологии. М.: ИПРАН, 2010
Поступила в редакцию 2015-10-05
Опубликована 2015-12-25
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
45-54